Цель: изучение биоразнообразия на пришкольной территории ГУО "Средняя школа №1 г.Новолукомля"
Задачи:
- определить виды растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных дерев, кустарников;
- создать картосхему пришкольной территории;
- изготовить и разместить кормушки и скворечники для птиц, убежища для беспозвоночных животных;
- занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в он-лайн базу данных florafauna.by.
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
|
1.1. |
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории |
май 2020 г. и далее ежегодно |
Якушева А.Н., Якушева Н.И. |
1.Создать картосхему пришкольного участка. 2.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории 3.Обозначить местонахождение травянистых растений на картосхеме. 4.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида травянистых растений. 5.Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растениях занести в он-лайн базу данных florafauna.by 6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. 7. Обновлять ежегодно информацию |
|
1.2. |
Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования |
май – июнь 2021 г. |
Якушева А.Н., Артюхович С.Ф |
1.Создать 4 площадки с различными условиями, 2.Производить количественный и качественный анализ растений 3.Отчёт о результатах наблюдения разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.3. | Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории. | май |
Якушева А.Н. Якушева Н.И. |
1. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории. 2. Обозначить местонахождение всех аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме пришкольного участка 3. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида деревьев и кустарников. 4.Информацию о биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников занести в он-лайн базу данных florafauna.by 5.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.4. |
Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории. |
постоянно |
Якушева А.Н., Савостьянова О.Г., Заяц С.В. |
1. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории. 2. Обозначить места наблюдения птиц на пришкольной территории на картосхеме. 3.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида птиц. 4. Информацию о биоразнообразии птиц занести в он-лайн базу данных florafauna.by 5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.5. |
Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории. |
в течение года |
Якушева А.Н., Артюхович С.Ф |
1. Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории. 2. Обозначить места наблюдения наземных насекомых на пришкольной территории на картосхеме. 3.Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида наземных насекомых. 4. Информацию о биоразнообразии наземных насекомых занести в он-лайн базу данных florafauna.by 5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.6. |
Анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории. |
ежегодно |
Якушева А.Н., Клундук А.Б. |
1.Провети анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории. 2.Составить план действий на 3 года. 3.Согласовать план с администрацией. |
|
1.7 |
Изготовление и размещение кармушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц |
ежегодно |
Якушева А.Н., Савостьянова О.Г., Заяц С.В. |
1.Изготовить кормушки. 2.Составить отчёт о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки 3. Отметить расположение кормушек на картосхеме. 4.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.8. | Создание искусственных гнездовий для птиц, размещение кормушек для птиц | ежегодно |
Якушева А.Н., Савостьянова О.Г., Заяц С.В. |
1.Изготовить скворечники. 2.Составить отчёт о количестве и разнообразии птиц. 3. Отметить расположение скворечников на картосхеме. 4.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.9. |
Создание на пришкольной территории убежищ для беспозвоночных животных. |
май, далее - постоянно |
Якушева А.Н., Клундук А.Б. |
1.Создать убежища для беспозвоночных. 2.Их расположение отметить на картосхеме. 3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.10. |
Создание "Клумбы для бабочек". |
май, далее - ежегодно (май месяц) |
Якушева А.Н., Савостьянова О.Г., Заяц С.В. |
1.Создать «Клумбу для бабочек". 2. Отметить расположение клумбы на картосхеме. 3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.11. |
Создание пруда, заселение его растениями |
май 2021 г |
Якушева А.Н., Артюхович С.Ф |
1.Создать пруд, заселить его растениями. 2. Отметить расположение пруда на картосхеме. 3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.12. |
Создание "дикого луга" и посадка местных видов деревьев. |
май 2020 г., ежегодно |
Якушева А.Н., Якушева Н.И., Клундук А.Б. |
1.Часть школьной территории выделить под "дикий луг". 2. Отметить расположение луга на картосхеме. 3.Посадить саженцы деревьев 4. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
|
1.13. |
Посещение и сбор информации об особо охраняемой природной территории |
ноябрь |
Савостьянова О.Г., Заяц С.В. |
1. Оформить картосхему ООПТ в виде стенда в холе 2. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования. |
Задание 1.2. Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произратания на территории учреждения образования Читать полностью
Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории
Дата выполнения: май 2020 года
Участники: учащиеся, посещающие объединение по интересам «Экологическое цветоводство»
Количество участников – 24 человека
Анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории
На пришкольной территории имеются: Дендрологический парк, каменистый сад, сад хвойных растений, живые изгороди, вертикальное озеленение, клумбы с однолетними и многолетними растениями, теплицы, «дикий луг», «клумба для бабочек».
На пришкольном участке многолетних травянистых цветочно-декоративных растений – около 50 видов, однолетних травянистых цветочно-декоративных растений – 15 видов, лиственных пород деревьев и кустарников – 25 видов, красивоцветущих кустарников – 6 видов, хвойных пород деревьев и кустарников – 5 видов.
Изучался растительный мир пришкольной территории: особенности произрастания растительных организмов, особенности их строения, приспосабливаемость к условиям обитания. Установлено произрастание таких видов дикорастущих травянистых растений, как вероника дубравная, звездчатка ланцетолистная, одуванчик лекарственный, манжетка обыкновенная, щавель конский, фиалка собачья, пастушья сумка обыкновенная, ежа сборная, лютик едкий, подорожник ланцетовидный, подорожник большой и другие. Для увеличения разнообразия видов дикорастущих травянистых растений на школьной территории создан «дикий луг».
Было обращено внимание на то, что «мир» деревьев и кустарников разнообразен: береза повислая, вяз гладкий, ель европейская, ива остролистная, клён остролистный, лещина обыкновенная, липа сердцелистная, лиственница обыкновенная, можжевельник обыкновенный, рябина обыкновенная, тополь дрожащий, пихта сибирская, ясень обыкновенный, ель канадская, магония японская, ель голубая, яблоня обыкновенная, спирея иволистная, акация белая,, вейгелла, жимолость Морроу, каштан конский, можжевельник казацкий, можжевельник прибрежный, свидина кроваво-красная, спирея средняя, туевик, туя вересковидная, туя восточная, туя западная, туя золотистокончиковая, туя шаровидная,самшит вечнозелёный, лапчатка белая, лапчатка желтая. Установлено, что преобладают среди них интродуцированные виды, поэтому для увеличения количественного состава аборигенных деревьев и кустарников в плане действий запланирована посадка местных видов деревьев и кустарников (рябина обыкновенная, калина обыкновенная и другие).
В процессе изучения биоразнообразия на пришкольной территории, было установлено, что она является местом обитания для многих птиц ( ласточка деревенская, домовый воробей, полевой воробей, белая трясогузка, зяблик, большая синица, грач обыкновенный, певчий дрозд, обыкновенный снегирь, обыкновенный скворец, сойка, сорока и другие) и насекомых (бронзовка золотистая, жужулица волосистая, коровка семиточечная, красноклоп бескрылый (клоп-солдатик), пчела, муравей земляной (или садовый), усач, уховертка обыкновенная, хрущ майский западный, шмель земляной и другие). Для увеличения разнообразия видов насекомых на школьной территории создана «клумба для бабочек».
Учащимися проводилось изучение особенностей их строения, питания, среды их обитания, осуществлялось наблюдение за поведением насекомых и птиц, их взаимоотношениями друг с другом и окружающей средой.
Учащимися выявлено, что на пришкольной территории обитает достаточное количество скворцов обыкновенных, синиц больших, грачей, поэтому ребята пришли к выводу о необходимости установки скворечников и синичников. В дальнейшем планируется увеличить количество искусственных гнездовий.
Учащимися выявлено, что взаимодействия и связи всех популяций обеспечивают максимальную устойчивость экосистемы на пришкольной территории. Наибольшее значение имеют топические и трофические связи, поскольку они удерживают друг возле друга организмы разных видов, объединяя их в достаточно стабильные сообщества.
Анализ ситуации выполнили и составили план действий по увеличению биоразнообразия на пришкольной территории учащиеся, посещающие объединение по интересам «Экологическое цветоводство».
Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную
подкормку птиц
Дата выполнения: январь 2020 года - май 2021 года
Участники: учащиеся 1-11 классов
Количество участников – 60 участников
С 4 по 15 ноября 2020г. была организована акция «Лучшая кормушка для пернатого друга». Ребята кружка «Экологическое цветоводство» представили деревянные и из пластика кормушки в количестве 10 штук. Кормушки, сделанные ребятами и их родителями, привлекли внимание всех детей. Ребята развесили кормушки в школьном саду и таким образом создали природоохранную зону для птиц. Ребята кружка побывали на классных часах начальных классов и предложили ребятам собрать корм для птиц. В ходе акции «Поможем пернатому другу» ребята начальных классов принесли корм для птиц (овсяные хлопья, пшено, овёс, сушеный горох, семена подсолнечника). Ребята кружка регулярно подкармливали птиц, ухаживали за кормушками, а также подкармливали птиц все желающие. Ни одна кормушка не пустовала. «Птичьи столовые» посещали стайки воробьёв и синиц. Прилетали галки и голуби. Ребята вели наблюдения и подсчёты прилетающих на кормушки птиц. Информация о разнообразии птиц занесена в базу данных florafauna.by. Сделаны фотографии
Количество и видовое разнообразие птиц, прилетающих на кормушки
ГУО «Средняя школа №1 г. Новолукомля» в зимний период:
С января по февраля 2021 г ребята ежедневно в 15.00 насыпали в кормушки корм. Затем в течение 30 минут наблюдали за птицами, которые прилетали на кормушки, определяли их вид и подсчитывали их количество.
В холодную погоду прилетали пернатые гости и лакомились кормом, которые приносили ребята. Мы определили прилетающих птиц. Больше всего было воробьев и синиц. Ребята в очередной раз убедились, если постоянно подкармливать зимующих птиц, тем самым мы поможем им пережить холодный период года и сохраним их численность. В ходе наблюдений было обнаружено 10 видов птиц:
Отряд Воробьинообразные
1 семейство Ткачиковые: воробей полевой; воробей домовой
2. семейство Врановые: сойка, галка, серая ворона, сорока
3. семейство Синицевые: большая синица, обыкновенная лазоревка
4. семейство Вьюрковые: снегирь обыкновенный, зеленушка обыкновенная
№п/п |
Вид |
Кол-во наблюдений |
Кол-во особей |
1 |
Воробей домовый |
26 |
140 |
2 |
Воробей полевой |
29 |
512 |
3 |
Серая ворона |
25 |
43 |
4 |
Галка |
12 |
65 |
5 |
Сорока |
13 |
5 |
6 |
Зеленушка обыкновенная |
1 |
1 |
7 |
Лазоревка обыкновенная |
5 |
5 |
8 |
Синица большая |
29 |
310 |
9 |
Снегирь обыкновенный |
8 |
21 |
10 |
Сойка |
1 |
1 |
Задание 1.9. Создание на пришкольной территории убежищ для беспозвоночных животных.
Дата выполнения: май 2021г.
Место выполнения: школьный сад
Участники: учащиеся 6 класса
Количество участников: 12 человек
На пришкольной территории было создано убежище для беспозвоночных животных. Через некоторое время мы обратили внимание, что появились "первые жители" - муравьи.
Задание 1.13.Посещение и сбор информации об особо охраняемой территории.
"ЕДЕМ В БЕРЕЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК" скачать
Березинский биосферный заповедник
Карта заповедника