Как помочь адаптироваться ребенку - аутисту в школе
Вопрос о подготовке детей - аутистов к обучению в общеобразовательной школе впервые начал рассматриваться на постсоветском пространстве лишь в начале 1990-х годов. Ранее детей с РДА относили к категории «необучаемых», изредка направляли в спецшколу или же обучали индивидуально, что закономерно затрудняло социальную адаптацию таких учеников.
К счастью, времена меняются, и теперь большинство специалистов сходится во мнении по поводу особой важности периода школьного обучения – как для самих детей, так и для их семей. Зачастую аутичный ребенок приходит в школу после долгих лет упорной работы со стороны родителей и специалистов, направленной на адаптацию ребенка к нормальной жизни.
Ребенок аутист в школе попадает в новые, «усложненные» социальные условия и может обучаться не только различным знаниям и навыкам, но и правилам жизни в социуме, «считывая» нормальные образцы поведения. Именно поэтому приход аутичного ученика в обычную школу (инклюзивное обучение) можно рассматривать как большую победу и путь к новым возможностям.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ АУТИСТОВ
Обучение в школе детей аутистов не будет плодотворным без правильной подготовки. Образно говоря, вы не сможете заставить малыша бегать, предварительно не научив его ходить. Коррекционно-педагогическая работа при подготовке аутенка к школе должна помочь ему:
- сформировать адекватное отношение к учителю;
- развить учебную мотивацию. Например, интерес к учебе можно вызвать, используя увлечения каждого ребенка из подготовительной группы: нужно узнать о главных интересах детей (животные, механизмы, какие-то определенные предметы и т. д.), а затем в процессе работы подбирать задания, исходя из этих увлечений;
- научиться заниматься в условиях, максимально приближенных к школьным (классы с партами, спортзал, столовая и т. д.);
- выработать социально-бытовые навыки, на основе пошаговой отработки простых навыков с положительными и отрицательными «подкреплениями».
Кроме того, для успешной адаптации к школьной программе, необходимо научить ребенка как минимум:
- сосредоточению на отдельных предметах, умению использовать их по назначению (особенно это касается школьных принадлежностей);
- выполнению целенаправленных действий с предметами, участию в играх с предметами, когда действия сопровождаются речью. На первом этапе можно использовать объемные предметы, позже – фото или рисованные картинки с их изображениями, а затем – слова, обозначающие их, и карточки-символы;
- умению выполнять вышеописанные действия вместе с другими людьми – сначала с родителями и прочими членами семьи, позже – в малых группах, сначала подражая другим участникам и подхватывая общий темп, а в дальнейшем и самостоятельно;
- пониманию слоговой структуры слов и изображению ее действиями (хлопками в ладоши, стуком по столу, маршированием, выкладыванием фишек и т. д.) для закрепления на уровне моторики.
В идеале работа по подготовке аутиста к начальной школе должна быть комплексной и проводиться целой группой разнопрофильных специалистов (АВА-терапист, психолог, логопед и др.). При этом подготовительная программа должна включать в себя индивидуальные и групповые занятия, а также учитывать такие факторы, как:
- психофизические особенности ребенка;
- зона ближайшего развития;
- уровень развития предпосылок к учебному поведению и т. д.
В некоторых случаях аутята становятся способны усваивать самые элементарные школьные навыки лишь в 13–15 лет, но «лучше поздно, чем никогда». Родителям необходимо помнить, что без всесторонней глубокой проработки все навыки ребенка останутся на механическом, неосмысленном уровне. Например, он сможет правильно прочитать текст вслух, но не поймет его смысла, не ответит на вопросы по содержанию и т. д. – а значит такое чтение никак не поспособствует умственному развитию. Поэтому не руководствуйтесь лишь собственным желанием «хочу, чтобы мой малыш был как все и учился в обычной школе», а принимайте во внимание индивидуальные способности и потребности ребенка.
Тщательно взвесьте все «за» и «против», планируя определить аутенка в общеобразовательную школу, ведь там к нему будут предъявлены те же требования, что и к нейротипичным ученикам – а это значит, что нельзя спешить и жалеть времени на полноценную дошкольную подготовку.
По мере взросления ребенка его аутистическая «отгороженность» может ослабевать – не только с помощью терапии, но и сама по себе. Поэтому даже если первая попытка начать школьное обучение была неудачной, по прошествии некоторого времени можно и нужно повторять такие попытки еще и еще.
МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК-АУТИСТ УЧИТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ
Специалисты в области РДА, глубоко изучающие специфику интеллектуального и эмоционального развития при аутизме, утверждают, что в большинстве своем дети- аутисты обучаемы и имеют достаточно высокие шансы на дальнейшее интеллектуальное развитие.
Как известно, симптоматика аутизма делится на четыре группы в зависимости от интенсивности характерных признаков – от первой («тяжелой степени») до четвертой («легкой»). К сожалению, в нашей стране множество детей с РАС остаются «за бортом» образовательной системы из-за того, что их возможностей недостаточно для той или иной программы. Однако при условии эффективной и своевременной коррекционной работы дети из третьей и четвертой, а иногда и из второй группы вполне могут быть успешно подготовлены к обучению по программе общеобразовательной школы.
Разумеется, само по себе нахождение аутичного ребенка в обычной школе не может гарантировать эффективного освоения учебного материала.
Так или иначе, современные психологи сходятся во мнении о том, что обучение аутистов в школе по массовой программе лучше всего способствует преодолению аутизма, особенно в его «легких» формах (высокофункциональный аутизм). Детей с РДА можно «обучить обучению», как второму языку – и тогда они смогут полноценно овладевать новыми знаниями и общаться, даже если при этом частично будут оставаться «внутри себя».
Большинство аутичных детей отличается неравномерностью интеллектуального развития, когда к «сильным сторонам» относятся визуальное восприятие, внимательность к мелким деталям, прекрасная механическая память. Благодаря этим особенностям, некоторые маленькие аутисты обучаются читать очень рано, особенно если их учат по методике глобального чтения – не по буквам или слогам, а целыми словами. Однако эти же особенности могут стать и причиной специфических проблем в учебе, например:
- неспособность понять общий смысл текста;
- неспособность пересказать текст или пересказ механически заученными фразами;
- восприятие чужой речи и другой информации отдельными фрагментами. В результате смысл задания ускользает от ребенка, что затрудняет, например, занятия математикой – ученик умеет считать и знает арифметические действия, но не понимает условия задания.
Многие дети аутисты в школе демонстрируют как бы «вывернутую наизнанку» иерархию сложностей. Например, они могут легко усваивать объективно сложную информацию (например, моментально запоминать и правильно применять запутанные правила иностранного языка), но при этом нуждаться в посторонней помощи для выполнения простых действий.
КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ РЕБЕНКУ-АУТИСТУ В ШКОЛЕ
Работа с аутистами в школе с массовой программой подразумевает создание для таких детей безопасной и комфортной обстановки, в которой учебный процесс не омрачается никакими раздражающими факторами. Чтобы правильно адаптировать аутичного ученика к школьной жизни и свести к минимуму дискомфорт, педагог может:
- заранее напоминать всему классу, что «через столько-то минут мы займемся тем-то» – смена деятельности не должна быть неожиданностью для ребенка с РАС;
- разрешить особому ученику носить с собой определенную игрушку или другую вещь, чтобы ему было проще переходить из одного помещения в другое (классы, столовая, спортзал);
- разрешить рисовать или теребить в руках какой-то предмет, слушая учителя – так многим аутичным детям легче сосредоточиться на получаемой информации;
- поручить ученику с аутизмом какую-либо рутинную предсказуемую работу – разбирать и сортировать книги, лабораторное оборудование, спортивные принадлежности и т. д.;
- позволить делать небольшие перерывы, во время которых ребенок может встать и пройтись по классу. Такой регулярный «отдых» необходим аутистам из-за их повышенной утомляемости и пресыщенности учебной информацией.
Отличные результаты может принести предварительная работа с классом, когда педагог собирает всех или только самых инициативных учеников и проводит с ними «спецподготовку», рассказывая об особенностях аутичных детей и объясняя, как правильно взаимодействовать с таким учеником. Можно обучить нескольких добровольцев, которые будут помогать необычному ребенку в разных непростых для него ситуациях – например, успокаивать его, если он будет напуган громким звуком школьного звонка. Такая вовлеченность будет способствовать поддержанию здоровой атмосферы в коллективе, что крайне важно, поскольку если аутичного ученика начнут «травить» – он вряд ли пожалуется на это, а будет молча страдать.
Также работа с детьми аутистами в школе обязательно должна включать в себя и помощь психолога – его поддержка поможет ребенку переносить знания и навыки из ситуаций терапевтических занятий в естественную социальную среду.
ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ В ОВЛАДЕНИИ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Чтобы занятия с детьми аутистами в школе проходили максимально плодотворно, а учебный материал усваивался ими наиболее полноценно, необходимо:
- дозировать нагрузку, поскольку дети с РАС быстро переутомляются от непрерывного потока информации;
- не давить на ученика, не пытаться заставить его быть «абсолютно правильным», насильно подтягивая до уровня нейротипичных детей. Необходимо дать ученику время привыкнуть к школьной атмосфере, усвоить порядок и стереотип учебы, сформировать учебное поведение. Давление, поспешность и завышенные требования могут привести к обострению стереотипий и уходу ребенка «в себя».
На заметку родителям!
- Аутизм – это не болезнь!
- Дети-аутисты - особые дети, зачастую очень одаренные.
- Не стоит стесняться такого ребенка!
- Поддерживайте своего ребенка и дарите ему свою любовь.
- Наблюдение и осмотр ребенка должен проводиться в условиях, максимально приближенных к привычным, так как стресс может исказить диагностическую картину.
- Таблеток от аутизма не существует, они всего лишь купируют симптомы.
- Ранняя диагностика аутизма проблематична, так как задержки в развитии могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития.
- Положительные результаты достигаются применением целого ряда методик.
- Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее результат!