Раздел VI. «Информационно-экологические мероприятия по работе
с местным сообществом (экологические инициативы)»
Цель: Информирование учащихся и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе.
Задачи:
- провести обследование состояния окружающей среды в населённом пункте, прилегающей местности;
- подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал;
- подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью;
- провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ;
- разработать с учащимися и участниками творческой группы природоохранные инициативы и рационализаторские предложения для администрации местного населённого пункта, района;
-участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях.
№ |
Задание |
Дата выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
6.1. |
Проведение обследования состояния окружающей среды в населенном пункте (С привлечением волонтёрского штаба школы «Рука помощи») |
Январь – Март 2020 |
Творческая группа |
а) Проведение исследования по выявлению экологических проблем в микрорайоне учреждения образования; б) Оформление результатов в виде фоторабот; в) Размещение итогов исследования на сайте ГУО. |
6.2. |
Подготовка и размещение в общедоступных местах наглядного природоохранного материала |
Февраль 2020 |
Творческая группа |
1. Изготовление буклетов, плаката, ролл-апов для информационно-экологической группы; 2. Размещение материалов на сайте школы и на информационных стендах города 3. Раздача буклетов «5 простых способов экономии» |
6.3. |
Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения |
Февраль 2020 года |
Косенкова Елена Валентиновна |
а) Разработка плана мероприятий; б) Проведение недели экологии в учреждении образования; в) Анкетирование учащихся и их родителей «Экологический вопрос»; г) Составление отчёта. Размещение на сайте ГУО. |
6.4. |
Проведение практической экологической акции с привлечением местного населения и освещением в СМИ |
апрель 2021 года |
Косенкова Елена Валентиновна, Шамархан Ольга Викторовна |
а) Посадка деревьев на пришкольной территории б) Размещение фотоотчёта на сайте ГУО. |
6.5. |
Разработка с учащимися и выдвижение природоохранных инициатив для администрации города |
5 июня 2021 |
Мамойко Л.Н. |
а)Велопробег «Будь в теме, крути со всеми!» б)Освещение на сайте и в СМИ |
Задание 6.1 Проведение обследования состояния окружающей среды в населенном пункте
Дата проведения: февраль 2020
Участники: творческая группа, ученики школы, родители
Количество частников: 20
Этапы:
а) Разработка плана мероприятий;
б) Анкетирование учащихся и их родителей
«Экологический вопрос»;
в) Составление отчёта. Размещение на сайте ГУО.
Отчет:
а) На основании выявленных экологических
проблем микрорайона учреждения образования творческой группой был составлен план, направленный на разрешение экологических проблем с привлечением населения.
б) Творческой группой были составлены анкеты для изучение мнения молодёжи и их родителей по экологическим проблемам. Анализ анкетирования показал, что респонденты в целом не удовлетворены состоянием окружающей среды.
Главными проблемами экологического неблагополучия города респонденты отметили:
-загрязнение атмосферы выбросами с заводов Лукомльской ГРЭС и Новолукомльским заводом керамзитового гравия;
-выхлопными газами;
-периодическая подача грязной питьевой воды;
-сброс воды линёвок в озеро;
-нахождение на водоохранной зоне предприятия;
-увеличение температурного режима, что приводит к росту сине-зелёных водорослей;
-сильное загрязнение городских мусорок бытовым мусором;
-разбитые городские улицы, огромные выбоины на дорогах, которые приводят к поломке машин с последовательным вытеканием топлива;
- захламлённость Лавинского кладбища искусственными цветами, пластиковыми и стеклянными бутылками, заброшенные и заросшие годами могилки;
-засорённость территории базара после торговли в базарный день.
в) данные отчета подкреплены фотоматериалами.
Задание 6.2.
Подготовка и размещение в общедоступных местах для местного населения наглядного природоохранного информационного материала, созданного учащимися
Дата проведения: февраль 2020
Количество участников: 20
Этапы:
1. Изготовление буклетов, плаката, ролл апов для информационно-экологической группы;
2. Размещение материалов на сайте школы и на информационных стендах города
3. Раздача буклетов «5 простых способов экономии»
Отчет:
- Созданы 4 буклета «5 простых способов экономии», которые получают все посетители ресурсного центра «Энергосбережение – начни с себя», во время декады по энергосбережению также была проведена акция «Экономия в каждый дом» по раздаче буклетов на вахте учреждения образования учащимся, учителям, родителям, работникам школы, во время школьного оздоровительного лагеря буклеты раздавались жителям города, также во время городских и районных праздников организуются тематические площадки, на которых тоже представлены буклеты.
- Учащейся X класса Казинец Ксенией был создан плакат «Пятый элемент», который в конкурсе проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон»: в номинации «Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов» (плакат) получил диплом I степени в районе и диплом II степени в области. Плакат размещен на сайте, стендах в фойе школы и в каждом классном уголке.
- Были разработаны и заказаны 4 ролл-апа «5 простых способов экономии», которые используются для выездных акций и флешмобов
Задание 6.3. Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения
Анкетирование учащихся и их родителей «Экологический вопрос»
Анкетирование «Экологический вопрос» проведено в ГУО «Средняя школа №1 г.Новолукомля» среди учащихся и их родителей. Анкетирование проводили члены творческой группы.
Цель: изучение мнения молодёжи по экологическим проблемам.
Анкета состояла из 35 вопросов. Если перечисленные варианты ответов не отражали в полной мере мнение респондентов, им было предложено вписать свои варианты.
Однако, как показал опрос, подавляющее большинство участвовавших в анкетировании, неохотно прибегают к собственному варианту ответа, предпочитая ограничиваться предложенными.
Опрошено 29 учащихся (10-11 классы) и 20 взрослых.
Анализ анкетирования показал, что молодёжь в целом не удовлетворена состоянием окружающей среды. Главными проблемами экологического неблагополучия города респонденты отметили: загрязнение атмосферы выбросами с заводов Лукомльской ГРЭС и Новолукомльским заводом керамзитового гравия; выхлопными газами, периодическая подача грязной питьевой воды; сброс воды линёвок в озеро; нахождение на водоохранной зоне предприятия; увеличение температурного режима, что приводит к росту сине-зелёных водорослей; сильное загрязнение городских мусорок бытовым мусором; разбитые городские улицы, огромные выбоины на дорогах, которые приводят к поломке машин с последовательным вытеканием топлива; захламлённость Лавинского кладбища искусственными цветами, пластиковыми и стеклянными бутылками, заброшенные и заросшие годами могилки; засорённость территории базара после торговли в базарный день.
Респонденты (родители) считают, что решить данные проблемы могут: организации, отвечающие за контроль и охрану окружающей среды, местные органы власти жители города. Было предложено: посадка плодовых деревьев под названием «Сад будущего»; создать экологический десант; правильный разбор бытовых отходов; использование экологических упаковок.
При ответе на вопрос «Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?» учащиеся ответили следующим образом: ДА – 6 человек, ОТЧАСТИ – 15 человек, НЕТ – 8 человек.
При ответе на вопрос «При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты…» учащиеся ответили: ОХОТНО ВЫСТУПАЮ В СОСТАВЕ КОМАНДЫ - , ЧАЩЕ ВСЕГО Я АКТИВНЫЙ БЕЗДЕЛЬНИК - , НЕ УЧАСТВУЮ АКТИВНО -
При ответе на вопрос «Как вы считаете, что сегодня надо делать в первую очередь, чтобы сохранить наш город экологически чистым?» учащиеся предлагают самим не мусорить, бороться с загрязнениями окружающей среды предприятиями, транспортом; информировать окружающих (родных, друзей) о пагубности загрязнения городской среды.
Молодёжи города, ученикам нашей школы небезразлично состояние окружающей среды города Новолукомля, их волнуют многие экологические проблемы. При этом они активно сами участвуют в различных экологических акциях: убирают места захоронения солдат ВОВ и воинов-афганцев; убирают территорию школы; собирают макулатуру и металлолом; собирают пластмассовые крышки; делают кормушки; кормят птиц; собирают корм для приюта бездомных животных; принимают активное участие в озеленении участка школы; участвуют в субботниках и т.п., что немало радует.
Уровень экологической культуры человека зависит: от неравнодушного отношения к природе, от желания помочь своему населенному пункту быть чище; по поведению в доме, во дворе; по чистоте своего рабочего места, уважительному отношению к окружающей среде; по желанию человека свести ущерб от своей деятельности к минимуму; по элементарной чистоплотности и соблюдению личных санитарно-гигиенических норм; по уровню экологических знаний и применению их в жизни.
Для этого необходимо: углубить свои экологические знания; увеличить количество просмотров телепередач об окружающем мире; читать специальную литературу; встречаться со специалистами на лекциях; делать выводы из собственного опыта; вести разъяснительную работу с детства, воспитывая собственным примером.
Анализ анкет показал, что большинство респондентов интересуют экологические проблемы, что они хотели бы расширять свои экологические знания, посещать мероприятия, проходящие в школе, библиотеках и городе. Готовы участвовать и предлагать различные предложения по экологическому вопросу в отношении своего населённого пункта и близлежащей территории города.
В основе экологической культуры здоровье будущих поколений, страх за свое собственное будущее, а все живое на земле и желание сохранить красоту окружающей нас природы. Познавательный интерес к окружающему миру природы, радость от общения с ней, умение себя правильно вести, желание приносить пользу -все это присутствует у наших респондентов. Также есть осведомленность о главных экологических проблемах.
«Зелёный патруль» в деле…
В апреле 2020 в ГУО «Средняя школа №1 г.Новолукомля» стартовало мероприятие масштабного природоохранного Движения «Зелёный патруль» в рамках деятельности экологического проекта "Зелёная школа".
Задание 6.4. Проведение практической экологической акции с привлечением местного населения и освещением в СМИ
Проведение экологической акции "Посади дерево"
Дата проведения: апрель 2021
Участники: учащиеся ОО БРПО (3-4 классы), ОО БРСМ (10 класс), учителя, творческая группа
Газета "ЧЫРВОНЫ ПРАМЕНЬ" от <time datetime="2021-04-24T05:38:59+00:00">24.04.2021</time>
<header>В рамках республиканского субботника жители Новолукомля наводили порядок в родном городе
</header>В рамках республиканского субботника жители Новолукомля также наводили порядок в родном городе. Трудился и стар и млад. Например, в яслях-саду №3 воспитатели, дети и родители разбили небольшой фруктовый сад. На месте, где раньше были старые и больные деревья, посадили яблони, груши и вишни. Теперь у каждой детсадовской группы есть свое дерево, за которым воспитанники и педагоги будут ухаживать. И ждать первого урожая.
Учителя и ученики двух школ города энергетиков высадили более 130 молодых сосенок вдоль Лукомльского шоссе, между трассой и садовым товариществом «Огородник». Как сообщили представители горисполкома, до конца апреля на данном участке планируется посадить всего 250 саженцев хвойных. Озеленение будет вестись в рамках акции «Разам за зялёную Беларусь». В мероприятии предложат поучаствовать представителям общественных объединений, депутатам городского Совета депутатов, ветеранам Великой Отечественной войны.
Кстати, избранные представители органа местного самоуправления в день республиканского субботника убирали сосняк, расположенный на въезде в Новолукомль. Они очищали подлесок, которому уже более 40 лет, от дикой поросли и мусора. Начатое народные избранники планируют продолжить, пока не освободят лесонасаждение от сорных растений.
Варвара ЮРКЕВИЧ.
Задание 6.5. Разработка с учащимися и выдвижение природоохранных инициатив для администрации города
«БУДЬ В ТЕМЕ – КРУТИ СО ВСЕМИ!»
(совместная экологическая акция подростков и взрослых)
Дата проведения: 5 июня 2021 г.
Цель:
привлечь внимание общественности к вопросам охраны окружающей среды.
Задачи:
- пропаганда идеи пешего и велосипедного способов передвижения;
- формирование экологически ориентированного поведения обучающихся и их родителей через участие в экологической акции;
- повышение активной социальной позиции обучающихся и педагогов, направленной на сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды;
Партнеры
- Районная организация БРСМ
- Чашникская райинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Спортивный комплекс «Энергетик»
- Школьная бизнес-компания
- Сеть Зеленых школ в Беларуси
- Развлекательный Центр «Электрон»
Газета "ЧЫРВОНЫ ПРАМЕНЬ" от <time datetime="2021-06-10T09:50:02+00:00">10.06.2021</time>
Юные экологи областного масштаба из Новолукомля
Команда СШ №1 г. Новолукомля заняла второе место на областном конкурсе «Зеленые школы. Думай о будущем». Данное мероприятие проходило при поддержке проекта международной технической помощи «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», который финансируется Европейским союзом, а его реализация проходит под эгидой ООН в партнерстве с Министерством образования и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Цель — популяризация деятельности учащихся и педагогов в рамках образовательного проекта «Зеленые школы». Стоит отметить, что к числу его участников коллектив СШ №1 примкнул в 2020 году.
В конкурсе участвовали 445 учащихся из 89 учреждений образования Витебщины. Экологическое состязание проходило с 29 апреля по 20 мая. А 27 мая в Витебском областном дворце детей и молодежи состоялось торжественное награждение победителей и призеров. Также прошла презентация лучших работ, состоялась деловая игра «Зеленая смена». В северной столице в этот день побывали и юные новолукомчане Полина Перегуд, Виталия Мацарская, Даниил Липатов, Данила Зейдин, Роман Коваленко. Команду школьников сопровождала учитель химии СШ №1 города энергетиков Лилия Мамойко. Но прежде чем получить дипломы и ценные подарки, ребята прошли непростой путь. Успешно ответили на вопросы онлайн-викторины, вместе со своим руководителем изучали и описывали биоразнообразие растений микрорайона школы, разработали сценарии информационных экологических мероприятий для горожан.
Варвара Юркевич