Функциональная грамотность учащихся:
что это и как ее развивать.
Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении, необходимости развивать у учащихся функциональную грамотность.
Базовое понятие функциональной грамотности подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты учащегося с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.
Преимущества функциональной грамотности
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.
Понятие функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.
Читательская грамотность
Образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе? Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Математическая грамотность
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
Естественно-научная грамотность
Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях. Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Глобальные компетенции
Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.
Креативное мышление
Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного. Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.
Финансовая грамотность
Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Компьютерная грамотность
Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе. Компьютерная грамотность заключается в умениях:
работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности;
пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Формирование функциональной грамотности учащихся
на I ступени обучения
Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.
Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.
Формирование функциональной грамотности учащихся
на II и III ступенях обучения
На II, III ступенях образования предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям. Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям. Для развития критического мышления анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
Методические рекомендации
по формированию функциональной грамотности
1. Осуществлять образовательный процесс с применением следующих педагогических технологий, методов, приемов и форм обучения, которые в большей мере способствуют формированию функциональной грамотности учащихся: методы и приемы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод); технология индивидуализации и дифференциации обучения (дифференцированные индивидуальные учебные задания каждому учащемуся/группе учащихся, разноуровневое обучение); перевернутое обучение; игровые технологии; коммуникативные технологии (учебная дискуссия, учебные дебаты, диалог-спор и др.); технологии сотрудничества или работы в группе; технология активного (формирующего) оценивания; метод опережающего обучения (опорные схемы, карточки, методический прием «комментированное управление» и др.); технологии применения электронных образовательных ресурсов (ИКТ, сервисы для создания интерактивного задания (LearningApps, Quizizz, Flippity, Baamboozl, Wordwall, EdPuzzle, Genial.ly, Padlet, Menti.com и др.)); проектный метод; эксперимент; кейс-метод; методы и приемы развивающего обучения.
2. Использовать контекстные межпредметные задачи-ситуации на основе современных социокультурных контекстов, определяющих требования к функциональной грамотности растущей личности, и включать контекстные задачи по функциональной грамотности в содержание программ учебных предметов на учебных и факультативных занятиях, в социально-воспитательную работу; использовать в учебном процессе PISA-задания, а также разрабатывать задачи, подобные контекстным PISA-заданиям, с целью развития у учащихся компетенций, которые лежат в основе формирования функциональной грамотности.
3. Постоянно вовлекать учащихся в работу с информацией, представленной в разных форматах (сплошной текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, график и т. д.), с реальными данными, величинами, единицами измерений.
4. Создавать условия в учебном процессе для развития у школьников универсальных способов деятельности или метапредметных компетенций (установление межпредметных связей; включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность по использованию инструментария, взятого из другой предметной области, интерпретации полученных результатов и перенос их на другие предметы; командная работа; рефлексия и др.).
5. Опираться на эффективные стратегии обучения при организации и осуществлении учебного процесса: обучение, где доминирует учитель (учитель объясняет материал), обучение на основе обратной связи, адаптивное обучение, обучение на основе исследовательской деятельности.
6. Обеспечивать прочное освоение учащимися базового учебного материала или «фундамента» изучаемой темы и использование для этого таких традиционных методов обучения, как рассказ, объяснение, эвристическая беседа, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность по решению простой типовой задачи для закрепления и др., и лишь после успешного завершения этого этапа обучения рекомендуется широкое применение проблемно-исследовательских методик, активных и коллективных стратегий обучения.
7. Опираться в контрольно-оценочной деятельности на активную (формирующую) оценку, а также обобщающее оценивание, реализация которых способствует повышению мотивации школьников к изучению учебного материала, более эффективной рефлексии и адекватной самооценке учащимися достигнутых учебных результатов, их продуктивной самостоятельной работе над ошибками.
Стратегии, технологии, методы и приемы обучения,
которые, выступают наиболее эффективными
для формирования функциональной грамотности учащихся
1) проблемное обучение (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод);
2) технология индивидуализации и дифференциации обучения (дифференцированные индивидуальные учебные задания каждому учащемуся/группе учащихся, разноуровневое обучение);
3) перевернутое обучение;
4) игровые технологии;
5) коммуникативные технологии (учебная дискуссия, учебные дебаты, диалог-спор и др.);
6) технологии сотрудничества или работы в группе;
7) технология активного (формирующего) оценивания;
8) метод опережающего обучения (опорные схемы, карточки, методический прием «комментированное управление» и др.);
9) технологии применения электронных образовательных ресурсов (ИКТ, сервисы для создания интерактивного задания (LearningApps, Quizizz, Flippity, Baamboozl, Wordwall, EdPuzzle, Genial.ly, Padlet, Menti.com и др.));
10) проектный метод;
11) эксперимент;
12) кейс-метод;
13) методы и приемы развивающего обучения;
14) педагогические приемы и методы стимулирования и повышения мотивации;
15) облако слов;
16) кластер;
17) интеллект-карты;
18) интервью;
19) тесты;
20) практическая ориентация заданий.