Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новая функция "Пропуски"
Голосование
Нужны ли электронные дневники в школах?
Всего 116 человек

Материалы ИПГ сентябрь 2017

Дата: 26 сентября 2017 в 22:54
МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
(сентябрь 2017 г.)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Средства массовой информации представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания.
Сегодня СМИ именуют не иначе как четвертой властью, потому что представить себе мир без прессы, телевидения, радио, а также сети Интернет практически невозможно.
Как справедливо подчеркивает Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «работники СМИ пишут историю современности, обобщают явления и события, создают картину мира. Именно поэтому колоссальное значение приобретают профессионализм и гражданская ответственность людей из сферы масс-медиа».
****
Мировые тенденции развития информационной сферы
За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения.
Интернет не уничтожает традиционные СМИ (телевидение, радио, прессу), но заставляет их меняться, внедрять новые форматы, технологии.
Во-первых, средства массовой информации становятся мультимедийными – то есть одновременно сочетают в своих материалах текст, видео и звук. Это связано с тем, что в интернет-пространстве на смену разрозненным форматам приходит единый – цифровой.
Справочно:
Интернет-версия областной газеты «Витебские вести» www.vitvesti.by не является клоном издания. Есть информация, которую журналисты пишут только на сайт. Редакция активно использует опросы, фоторепортажи, а также свой канал на YouTube, где размещается видео с мероприятий, существенно дополняющее контент сайта.
Во-вторых, СМИ становятся многоканальными: для того чтобы «достучаться» до своего читателя и зрителя, они создают веб-сайты, сообщества в социальных сетях, используют рассылки по электронной почте, баннерную рекламу.
Важно сказать, что все больше интернет-пользователей получает материалы СМИ через социальные сети – этими сервисами пользуются в мире более 2,7 млрд. человек. Это удобно, так как позволяет не просто узнать новости, но и сразу же обсудить их с друзьями, высказать свое отношение к ним. Поэтому для СМИ соцсети выступают также важнейшим каналом обратной связи с аудиторией: на смену письмам в редакцию и «горячим» линиям приходит онлайн-общение.
Справочно:
По оценкам экспертов ежемесячная аудитория социальной сети Facebook составляет сегодня порядка 2 млрд. человек. На втором месте по охвату аудитории находится система мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp – 1,2 млрд. пользователей. На третьей позиции располагается видеохостинг (аналог интернет-телевидения) YouTube – более 1 млрд. человек.
В-третьих, наблюдается персонализация СМИ. Умные поисковые системы вроде Google или «Яндекс» предлагают читателям публикации с учетом их личных интересов. Алгоритмы социальных сетей, например, Facebook или Instagram также выбирают из новостного потока лишь самое значимое. Говоря проще, не люди сегодня ищут новости – новости сами их находят благодаря большим массивам персональных данных, которые собрали интернет-компании.
Новые медиа, которые приходят на смену традиционным СМИ – это мультимедийные многоканальные персонализированные интернет-ресурсы. И чем раньше отечественные масс-медиа смогут осуществить этот переход, тем эффективнее они встроятся в новую систему информационных отношений.
Правовые основы государственной
информационной политики в Республике Беларусь
Растущая роль СМИ в социальных процессах вызывает необходимость в проведении системной государственной информационной политики. Ее главным механизмом выступает правовое регулирование деятельности СМИ. С одной стороны, государство стремится создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства.
В основе политики государства в информационной сфере лежит фундаментальное право человека на информацию, которое закреплено в Конституции Республики Беларусь.
Для удовлетворения права на информацию все государственные органы и иные государственные организации имеют в своей структуре подразделения, ответственные за работу со СМИ (пресс-службы либо соответствующие должностные лица).
Другой основополагающий принцип информационной политики – свобода массовой информации. Закон «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) от 17 июня 2008 года гарантирует гражданам свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. В Республике Беларусь запрещена цензура СМИ. Никто не вправе мешать законной деятельности учредителя СМИ, его редакции, а также распространителя информационной продукции.
Безусловно, свобода СМИ не означает вседозволенности. Клевета (распространение заведомо ложных сведений), оскорбление, дискредитация деловой репутации относятся к уголовно наказуемым деяниям.
Совершенствование технологий СМИ вынуждает пересматривать и нормативные правовые акты. Развитие интернет-технологий породило парадоксальную ситуацию, при которой владельцами массовых сайтов и блогов фактически являются СМИ, но юридически не несут никакой ответственности.
Как справедливо отметил Президент Республики Беларусь, «сейчас в качестве масс-медиа может выступить практически любой человек, обладающий телефоном и выходом в Интернет. При этом для многих людей мир сузился до экрана смартфона, а картина мира – до ленты новостей в социальных сетях».
Для устранения этого законодательного пробела в Закон о СМИ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2015 г., которые распространили его действие на информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Закон наделил интернет-ресурсы правами и обязанностями традиционных СМИ. При этом государство поступило достаточно гибко и не ввело для них никаких дополнительных разрешительных процедур, в том числе официальную регистрацию.
Медиапространство Республики Беларусь:
характеристика, тенденции
Беларусь обладает значительным информационным потенциалом, позволяющим эффективно задействовать возможности масс-медиа.
На 1 августа 2017 г. в нашей стране зарегистрированы:
​ 1639 печатных СМИ, из них 438 государственных и 1201 негосударственное. Данные издания публикуются преимущественно на белорусском и русском языках, однако имеются и отечественные печатные СМИ на английском, немецком, французском, польском и других языках;
​ 9 информационных агентств (2 государственных и 7 негосударственных);
​ 277 телерадиовещательных СМИ, из них 190 государственных и 87 негосударственных.
За последние два года в стране наблюдается тенденция роста количества новых СМИ.
Справочно:
В Витебской области зарегистрировано 127 средств массовой информации различной формы собственности, в том числе 78 печатных, 49 – электронных.
Издается 24 государственные газеты общеполитической, информационной специализации.
В систему электронных СМИ области входят 5 государственных телепрограмм: ”Беларусь 4“ Витебск“, ”ТВТ“ (”Телерадиокомпания ”Витебск“); ”Поставы ТВ“, ”Вектор ТВ“ (г.Новополоцк) и ”Лепельское телевидение“; 11 – негосударственных; 8 государственных региональных радиопрограмм, 14 операторов кабельного телевидения.
В Беларуси созданы условия для распространения печатной продукции 1,5 тыс. зарубежных СМИ.
Создана и функционирует система национального телерадиовещания. Во всех регионах Беларуси свои передачи транслирует 51 радиостанция в FM-диапазоне. Телевизионная аудитория Беларуси включает 167 операторов и поставщиков услуг электросвязи. В 2015 году телевещание переведено на цифровой формат, что значительно улучшило качество телевидения, дало возможности для дальнейшего совершенствования данной сферы в стране. Кроме того, белорусские граждане имеют возможность смотреть более 200 иностранных телепрограмм ближнего и дальнего зарубежья. Развивается онлайн-вещание в сети Интернет, внедряются кабельное, ІР-телевидение, SMARТ-технологии, мобильные сервисы и др.
В Беларуси законодательно закреплена обязанность операторов и поставщиков услуг электросвязи обеспечивать население общедоступным пакетом телепрограмм по самой разной тематике.
Крупнейшие информационные бренды Беларуси
Крупнейшим отечественным информационным брендом является Белорусское телеграфное агентство (далее – БЕЛТА). Данное агентство работает в режиме реального времени, размещая новости на собственном интернет-сайте на русском, белорусском, английском, немецком и испанском языках.
БЕЛТА имеет свои корреспондентские пункты и корреспондентов во всех областных центрах Беларуси, в г.Москве. У агентства свыше 700 потребителей информпродуктов во многих странах мира. В числе информпартнеров БЕЛТА – информационные агентства России, Украины, Молдовы, Казахстана, Армении и других стран СНГ, а также Китая, Кубы, Ирана, Малайзии, Южной Кореи. По цитируемости в мировых средствах массовой информации белорусское предприятие находится в числе лидеров среди информагентств стран СНГ.
Справочно:
Контент БЕЛТА активно используется в государственных региональных СМИ Витебской области. В частности, еженедельно редакции публикуют информационные блоки мультимедийного проекта БЕЛТА под рубриками ”Тема недели“, ”В республике“.
Не менее значимым белорусским брендом является газета «Советская Белоруссия» – «СБ. Беларусь сегодня». Тираж данного издания уже несколько лет составляет более 400 тыс. экземпляров.
Следует отметить и такое популярное издание, как газета «Звязда» – старейшее белорусское СМИ, отметившее в 2017 году свое 100-летие.
Справочно:
В 2013 году на базе редакций газет «Советская Белоруссия» и «Звязда» были созданы укрупненные информационные структуры (медиахолдинги):
учреждение Администрации Президента Республики Беларусь «Редакция газеты «Советская Белоруссия», куда вошли газеты «Советская Белоруссия», «Рэспублiка», «Народная газета», «Сельская газета», «Знамя юности», «Союзное вече», «СОЮЗ», «Вести потребкооперации», «Голас Радзiмы», The Minsk Times, журналы «Belarus.Беларусь», «Журнал специального назначения»;
редакционно-издательское учреждение «Издательский дом «Звязда» (газеты «Звязда», «Лiтаратура i мастацтва», журналы «Алеся», «Полымя», «Маладосць», «Нёман», «Вожык», «Родная прырода», «Бярозка»).
Ведущей телевизионной компанией страны является Национальная государственная телерадиокомпания (далее – НГТРК, Белтелерадиокомпания). На сегодняшний день НГТРК – это 7 телевизионных и 5 радиовещательных каналов, а также 5 областных телерадиокомпаний. Значимыми общереспубликанскими брендами являются также телепрограммы «Общенациональное телевидение» (ЗАО «Второй национальный телеканал») и «Столичное телевидение» (ЗАО «Столичное телевидение», далее – ЗАО «СТВ»).
Справочно:
В структуру Белтелерадиокомпании входят телепрограммы «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3» (культурологической направленности), «Беларусь 4» (областное телевидение), «Беларусь 5» (спортивный телеканал), «Беларусь 24» (международный спутниковый телеканал), а также телеканал «НТВ-Беларусь». ЗАО «СТВ» выпускает в эфир телепрограммы «Столичное телевидение» и «Россия-Беларусь», а ЗАО «Второй национальный телеканал» – телепрограмму «Общенациональное телевидение». Также осуществляют вещание телеканалы «Мир» Национального представительства МТРК «Мир» и «ТРО» Телерадиовещательной организации Союзного государства.
Справочно:
Сегодня Телерадиокомпания ”Витебск“ — это единственная государственная телерадиокомпания в области, которая выполняет задачу информационного обеспечения социально-экономического развития региона. ТРК ”Витебск“ вещает на двух телевизионных каналах — это телеканал «Беларусь 4 Витебск» и телеканал «Витебск», которые работают по 20 часов в сутки каждый. Кроме этого, ежедневно готовятся и выдаются в эфир «Новости региона», которые выходят на телеканале «Беларусь 1». Круглосуточно работает «Радио Витебск».
Основное отличие витебских областных новостей — это то, что вещаются на белорусском языке, вечерний итоговый выпуск сопровождается бегущей строкой для слабослышащих зрителей.
В настоящее время Телерадиокомпания «Витебск» производит и транслирует на территории Витебской области порядка 30 социально значимых телепередач. «Прямая линия» - это диалог в прямом эфире с депутатами областного Совета, с руководством облисполкома и его структурных подразделений. «Вечерний Витебск» - главная вечерняя программа, а которой гости обсуждают актуальные темы. Программа интерактивная, за 60 минут прямого эфира нам порой приходит до 200 комментариев от телезрителей. «ВремяАрт» - программа о культуре, в этом году завоевала 2 место в номинации «Лучшая культурно-просветительская программа» на 13 Национальном телевизионном конкурсе «Телевершина». «СпортИнформ», «Наша марка», «Закон и порядок», «Спадчына», «Удачи на даче», «Полезная программа», «Экология и Мы». На сайте телерадиокомпании «Витебск» vtv.by идет он-лайн вещание.
Государственная поддержка отечественных СМИ
Белорусским государством осуществляется системная поддержка отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг.
К примеру, деятельность Белтелерадиокомпании финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также полученных доходов от внебюджетной деятельности.
Перечень печатных СМИ, редакциям которых оказывается поддержка из республиканского бюджета, ежегодно утверждается постановлением Правительства.
Устоявшейся традицией Министерства информации Республики Беларусь в рамках Дня белорусской письменности стало ежегодное приобретение комплектов компьютерной техники для редакций газет района, принимающего этот знаковый для белорусов праздник. Так, в 2016 году редакция газеты «Свабоднае слова» (г.Рогачев) получила 3 настольно-издательских комплекса. В 2017 году обладателем такого же компьютерного комплекса стала редакция газеты «Полацкi веснiк».
Об эффективности развития национального информационного пространства свидетельствуют высокие показатели уровня доверия белорусским СМИ.
Согласно результатам республиканского социологического опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ)
во II квартале 2017 г., большинство зрителей национальных телеканалов («ОНТ», «Беларусь-1», «Беларусь-2», «СТВ», «РТР-Беларусь» и «НТВ-Беларусь») в целом доверяют предоставленной в них информации
(от 76% до 80%).
В сегменте прессы по уровню доверия лидируют республиканские издания «Советская Белоруссия», «Комсомольская правда» в Белоруссии» и «Аргументы и факты в Белоруссии». Им доверяют в среднем по 83% граждан из числа их аудитории.
Подавляющее большинство слушателей республиканских и местных государственных радиоканалов также доверительно относятся к представленной в них информации (85% и 81% соответственно).
Таким образом, медийное поле Беларуси живет в русле мировых тенденций, а его многообразие является гарантией реализации конституционного права граждан на свободу слова, получение полной
и достоверной информации о событиях, происходящих в стране и за рубежом.
Совершенствование использования
национального сегмента сети Интернет
В настоящее время наиболее динамично развивающимся сегментом белорусского информационного поля является Интернет.
По данным Международного союза электросвязи, индекс развития информационно-коммуникационных технологий Республики Беларусь составляет 7,26 (это соответствует 31-му месту в рейтинге).
Справочно:
В свою очередь, Российская Федерация заняла в рейтинге 43-е место (значение индекса – 6,95), Казахстан – 52-е место (6,57).
Число интернет-пользователей в Республике Беларусь на 1 января 2017 г. составило 5,5 млн. Поэтому важнейшей задачей для отечественных СМИ является дальнейшее продвижение своей продукции в виртуальном пространстве на основе активного использования новых информационных технологий.
Государственными СМИ проводится постоянная работа
по усилению своего присутствия в сети Интернет.
Так, количество посетителей интернет-портала «СБ.Беларусь сегодня» (http://sb.by) выросло до более 1,5 млн. в месяц.
Справочно:
Согласно рейтингу Akavita.by, портал «СБ.Беларусь сегодня» уверенно лидирует в категории «Печатные СМИ в Интернете» и занимает 17-е место по посещаемости среди всех сайтов в домене BY. Разработано мобильное приложение портала для планшетов и смартфонов. Общее количество постоянных подписчиков портала в социальных сетях превышает 30 тыс. человек.
В рамках портала «Издательский дом «Звязда» (http://zviazda.by) реализуется ряд тематических интернет-проектов: «Созвучие», «Адкрый Беларусь», «Наследие», «Весткі з Кітая».
Созданы и развиваются интернет-ресурсы всех государственных региональных газет.
Справочно:
Приоритетным направлением работы СМИ Витебской области является активное распространение контента по максимально возможным каналам информации, интеграция медиаплатформ: печатных, интернет и мобильных версий, аудиовизуальных ресурсов, изучение и внедрение путей ”монетизации“ контента. Поэтому содержание большинства интернет-ресурсов адаптировано для различных форм и каналов продвижения информации. Так, за 2016 и 2017 гг. проведена адаптация сайтов под мобильные устройства (смартфоны, планшеты) с частичной модернизацией, а также редизайн сайтов редакциями газет “Витебские вести”, ”Витьбичи“, ”Аршанская газета“, ”Родныя вытокі“ (Докшицкий район), ”Дняпроўская праўда“ (Дубровенский район), ”Веснік Глыбоччыны“, ”Лепельскі край“, ”Чырвоны прамень“ (Чашникский район), “Голас Сенненшчыны”.
Для создания «единой точки входа» для читателей белорусских государственных СМИ 5 мая 2015 г. начал работу соответствующий
веб-портал «СМИ Беларуси» (http://belsmi.by).
Широко представлено в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет отечественное теле- и радиовещание.
Сайты государственных телерадиокомпаний Беларуси сегодня представляют собой полноценные виртуальные площадки со всей необходимой информацией. В своей работе они используют сочетание онлайн-вещания и возможности просмотра телепередач из архива.
Справочно:
В сети Интернет доступны онлайн-версии государственных телепрограмм: «Беларусь 1», «Беларусь 2», «Беларусь 3», «Беларусь 5», «Беларусь 24», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», радиостанций Белтелерадиокомпании «Беларусь», «Первый национальный канал Белорусское радио», «Сталіца», «Культура». На сайте ЗАО «СТВ» доступны форум и система комментирования новостей. В то же время региональные белорусские телеканалы пока не ведут онлайн-вещание в Интернете, однако имеют архивы телепрограмм, выложенные на сайтах в свободном доступе.
В то же время существенную конкуренцию отечественным традиционным медиа составляют социальные сети, которые являются оперативным источником получения информации и популярным среди белорусских граждан инструментом для общения онлайн.
Справочно:
Многие редакции Витебской области публикуют в своих аккаунтах посты со ссылками на материалы, фотографии и видео с мероприятий, опросы, цитатами известных людей, из популярных фильмов и др., чтобы на интернет-ресурс газеты часто ссылались, цитировали, читали и рассказывали друзьям в соцсетях,
На интернет-ресурсе «Витебские вести» организовывают и проводят различные интернет-проекты. Так, один из последних создан совместно с ГАИ в рамках Интернет-проекта #Долой_АВТОХЛАМ! Журналисты и сотрудники дорожной милиции предлагают бороться со старыми и заброшенными авто во дворах.
«Витьбичи» и ГАИ в рамках интернет-проекта «Народный патруль» предлагают жителям Витебска и области фиксировать факты нарушений Правил дорожного движения. Весьма успешно возможности подобного формата эти издания задействуют с помощью фотоконкурсов «Мой первый друг» («Витебские вести» предлагают поделиться кадрами детей с домашними питомцами); «Когда смеются дети» («Витьбичи» предлагают поделиться детскими фото). Помимо того, «Витьбичи» активно задействуют видеосегмент, проводя соответствующие конкурсы. Так, издание предлагает поделиться видео о домашних животных. Все это способствует не только притоку уникальных посетителей, но и увеличению времени, которое читатели проводят на сайте издания.
Активно работают в социальных сетях областная газета «Витебские вести», районные: «Зара» (Бешенковичи), «Родныя вытокі» (Докшицы), «Дняпроўская праўда» (Дубровно), «Наша Талачыншчына» и др. В соцсетях ведется сотрудничество с другими группами, например – Телеканал «Витебск», «Молодежь Витебщины», театр «Колесо» и др., происходит обмен постами, что взаимно увеличивает аудиторию.
В этой связи все республиканские телеканалы учитывают изменения на информационном поле Беларуси и активно продвигают свою продукцию в популярных социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, видеохостингах YouTube и RuTube.
Реализация в Беларуси крупных информационных проектов
и медийных инициатив
Государственная информационная политика Республики Беларусь направлена на формирование такой системы отношений власти и общества, которая будет способствовать социально-экономическому развитию и обеспечению национальных интересов страны.
Особую значимость в современных условиях приобретают борьба за обладание информационными ресурсами, возможность определять информационную «повестку дня».
В этом отношении белорусское государство активно стремится развивать национальное информационное пространство.
Одним из ключевых направлений совершенствования национальной медиасферы выступают общереспубликанские мероприятия и конкурсы, которые способствуют повышению профессионализма и консолидации конструктивных игроков на белорусском информационном поле.
Так, Министерством информации Республики Беларусь совместно с ведущими республиканскими телекомпаниями ежегодно проводится Национальный телевизионный конкурс «Телевершина». В 2017 году данный конкурс прошел уже в 13-й раз.
Ежегодно Министерством обороны Республики Беларусь совместно с Министерством информации Республики Беларусь организуются конкурсы на лучшее освещение в СМИ вопросов строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь, патриотического воспитания белорусских граждан.
Следует также назвать и республиканский творческий конкурс среди печатных и электронных СМИ «Крепка семья – крепка держава», учредителями которого являются Министерство информации Республики Беларусь и ОО «Белорусский союз женщин».
С 2005 года проводится Национальный конкурс печатных СМИ «Золотая Литера», в котором ежегодно принимают участие порядка 250 редакций газет и журналов, отдельных авторов.
Справочно:
Городская газета ”Витьбичи“ в этом году удостоена ”Золотой литеры“ в номинации ”Лучший Интернет-проект“.
Наша страна уже давно стала признанной коммуникационной площадкой для проведения информационных мероприятий не только национального, но и международного уровня.
В 2016 году прошел Первый фестиваль региональных телекомпаний Беларуси и России «Образ времени». В мероприятии приняли участие представители 27 телекомпаний из 16 регионов Беларуси и России.
Важнейшим мероприятием является Белорусский международный медиафорум, который проводится ежегодно, начиная с 2006 года, при финансовой поддержке Постоянного комитета Союзного государства и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Традиционно в форуме принимают участие руководители ведущих СМИ стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья (свыше 20 государств).
В 2017 году второй раз в Беларуси прошел XIX Всемирный конгресс русской прессы, организованный Всемирной ассоциацией русской прессы совместно с Министерством информации Республики Беларусь и Фондом сотрудничества с русскоязычной прессой – Фонд ВАРП. В работе пленарного заседания конгресса, как и в 2013 году, принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Открывая данное мероприятие, Президент Республики Беларусь подчеркнул: «Напечатанное на газетной полосе или прозвучавшее с телеэкрана, а тем более – выложенное в Интернет и подхваченное социальными сетями слово все чаще расходится с реальностью. Дальше – больше, эта информация становится оружием, которое провоцирует конфликты и вооруженные столкновения. Разжигая вражду и ненависть, не дает возможности для мирного строительства, здорового обсуждения разных мнений, политических и социальных подходов к жизни. И здесь, согласитесь, вряд ли можно оправдаться рейтингами».
В этой связи Глава белорусского государства выразил мнение, что интернет-пространство и социальные сети должны основываться на законах нравственности, моральности, духовности: «Во имя этой самой моральности, защиты прав граждан на достоверную информацию государство вправе применять нормы и силу закона. Информации, разрушающей личность, должны ставиться надежные барьеры».
Управление информационными процессами
в Республике Беларусь
В нашей стране обеспечен свободный доступ журналистов к получению информации. Созданы равные условия для деятельности любых медиа, отсутствуют законодательные барьеры для выражения различных точек зрения. Единственным требованием для всех СМИ является безусловное выполнение ими норм национального законодательства.
В значительной степени информационной открытости Беларуси способствует деятельность отечественных пресс-центров (прежде всего, Национального пресс-центра Республики Беларусь и Пресс-центра РУП «Дом прессы»). На этих статусных коммуникационных площадках проводятся мероприятия с участием высших должностных лиц страны, руководителей органов государственного управления и крупнейших общественных организаций. Это дает возможность «из первых уст» получать самую актуальную и достоверную информацию.
Всем СМИ предоставлен свободный доступ к издательским мощностям государства, а также дается возможность реализации своей продукции через официальные структуры распространения печатных СМИ (РУП «Белпочта» и систему организаций «Союзпечать»), а также другие организации.
Справочно:
В Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ на 1 августа 2017 г. входят 437 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аналогичный Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ включает 162 юридических лица и индивидуальных предпринимателя.
Одной из основных задач Министерства информации Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением законодательства о СМИ. Принимаемые в рамках этой деятельности решения Мининформа направлены исключительно на защиту населения от информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами.
В целом на 1 августа 2017 г. ведомством был ограничен доступ к 173 информационным ресурсам (либо их составным частям). Из них 53 были заблокированы за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств, 2 – за табуированную лексику, 64 – за ненадлежащую рекламу, 4 – за пропаганду порнографии, 1 – за распространение информации, которая может нанести вред национальным интересам, 49 – за распространение экстремистских материалов.
При этом в 2016 – 2017 годах предупреждения в основном выносились за распространение запрещенной информации и информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ.
Справочно:
В 2016 году было вынесено 16 письменных предупреждений 8 СМИ и 8 информационным ресурсам, а также 24 письменных предупреждения – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.
В 2017 году вынесено 7 письменных предупреждений 1 печатному СМИ и 5 различным информационным ресурсам, а также 2 – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.
Такие меры ответственности, как приостановление выпуска СМИ либо прекращение выпуска СМИ в 2015 – 2017 годах Министерством информации Республики Беларусь не применялись.
Примечательно, что население республики в целом поддерживает необходимость законодательного регулирования процессов, протекающих в сети Интернет.
Согласно результатам республиканского телефонного опроса, проведенного ИАЦ в IV квартале 2016 г., среди интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше доминирует мнение, что информационные потоки в Сети необходимо регулировать (отметили 73%). При этом среди тех, кто поддерживает ограничения в Интернете, подавляющее большинство указало на необходимость контроля информации эротического и порнографического содержания, сайтов террористических организаций, а также информации экстремистского содержания с призывами к межнациональной, межрелигиозной розни, гражданской войне и т.д. (отметили в среднем почти 90% опрошенных).
Перспективы дальнейшего развития
информационной сферы Беларуси
Исходя из необходимости обеспечения защиты отечественного информационного пространства, а также усиливающейся конкуренции на информационном рынке страны, в Республике Беларусь продолжается непрерывная работа по повышению эффективности и профессионального уровня государственных СМИ, наращиванию конкурентоспособного национального контента.
В этих условиях важнейшими задачами государственных СМИ являются развитие деятельности на основе мультимедийных технологий, распространение продукции СМИ по максимально возможному количеству каналов информации.
Одним из важных результатов этой целенаправленной работы можно считать то, что сегодня все ведущие республиканские государственные периодические печатные издания являются самоокупаемыми (самоокупаемости добились также 109 из 132 региональных государственных печатных СМИ).
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, обращаясь
21 апреля 2017 г. к представителям масс-медиа в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, особо отметил: «За обеспечение стабильности в обществе несут ответственность также СМИ – телевидение, радио, газеты, сетевые и другие средства массовой коммуникации. Те из них, которые разжигают страсти, сеют вражду в обществе, призывают к противоправным действиям, вредят обществу и стране».
По словам белорусского лидера, «в борьбе за свою аудиторию нельзя забывать, что только объективная и достоверная информация является главным инструментом СМИ. Не надо пытаться что-то сгладить или приукрасить – это только подорвет доверие к вам. Ведь получение правдивой, полной и своевременной информации – конституционное право наших граждан. И вы должны его обеспечить! Это – один из основных факторов национальной безопасности страны».
Справочно:
Сотрудничество СМИ
Для Витебской области характерно, что сложилась и укрепляется практика международного сотрудничества со СМИ, изданиями ряда приграничных регионов России, городов – побратимов, других государств СНГ.
Более 10 лет продолжается сотрудничество газеты ”Витьбичи“ с региональным общественно-политическим еженедельником ”Смоленская газета“, совместный номер выпускается ежегодно ко Дню единения народов Беларуси и России.
В городской газете ”Новополоцк сегодня“ действует постоянная рубрика ”Вести из городов-побратимов“, используются материалы сайтов городских администраций и ведущих газет регионов: ”Новые рубежи“ – г.Одинцово, ”Орехово-Зуевская правда“ – г.Орехово-Зуево (Россия), ”Новости недели” – г. Электросталь.
У редакции районной газеты ”Дзвінская праўда“ (Верхнедвинск) сложилась давняя традиция сотрудничества с редакцией газеты ”Призыв“ Себежского района Псковской области. Помимо россиян, ”Дзвінская праўда“ заключила договоры с латвийской газетой ”Эзерземе“ (Краславский край), казахской ”Нурлы елке“ (г.Капшагай, Казахстан). ”Дняпроўская праўда“ (Дубровенский район) сотрудничает с коллективом редакции газеты ”Краснинский край“ (Краснинский район Смоленской области РФ), ”Лепельский край“ - с газетой ”Мелекесские вести“ (Мелекесский район Ульяновской области Российской Федерации), ”Веснік Глыбоччыны“ с редакцией газеты г. Утена (Латвия) “Азёрны край”.
В практике работы Телерадиокомпании ”Витебск“ – подготовка сюжетов для Телерадиовещательной организации ”Союз“ по вопросам сотрудничества Витебской области с российскими регионами в рамках Союзного государства.
В 2016 году Витебская область сделала первый шаг по пути медиа-интеграции. Редакции областных газет ”Витебские вести“ и ”Псковская правда“ в рамках III Форума регионов Беларуси и России подписали соглашение о сотрудничестве. В январе 2017-го ”Витебские вести“ и смоленская ассоциация ”Агентство интеграционных инициатив“, выпускающая информационно-аналитический бюллетень ”Вестник приграничья“, подписали договор о сотрудничестве.
Совместная работа в информационном поле постоянно наполняется новыми примерами, она обогащается многочисленными человеческими контактами. Все эти элементы играют большую роль в укреплении взаимопонимания между странами, народами и важны для объективного развития межгосударственного сотрудничества.
Главное управление идеологической работы, культуры
и по делам молодежи Витебского облисполкома г.Витебск,
сентябрь 2017 г.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.