Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Посещение каких мероприятий в шестой школьный день для вас предпочтительнее?
Всего 16 человек

Материалы ИПГ июнь 2018

Дата: 18 июня в 23:02
МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
(июнь 2018 г.)
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
И ИХ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно оценкам ООН, ежегодно из недр Земли извлекается около 100 млрд. тонн полезных ископаемых. Треть земли на планете сильно деградирует, а плодородная почва ежегодно теряется в размере 24 млрд. тонн. Уже уничтожена почти половина лесов, некогда покрывавших планету. Стремительно утрачивается биоразнообразие. Быстро истощаются подземные воды. На Земле скопились сотни миллиардов тонн промышленных отходов (ежегодно в США их объем увеличивается на 4,5 млрд. тонн, в Западной Европе – на 2 млрд. т, в Японии – на 1,3 млрд. тонн). Ожидается, что к 2030 году человечеству потребуется на 50% больше продовольствия и на 30% больше воды, чем сегодня. В связи с ростом населения и развитием мировой экономики к 2035 году глобальное потребление энергии вырастет примерно на 50%.
Все это свидетельствует об остроте проблем сбережения и рационального использования природных ресурсов в мире.
1. Государственная экологическая политика в Республике Беларусь
Государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь направлена на улучшение качества жизни и условий труда граждан, рациональное использование и охрану природных ресурсов, разработку и внедрение в практику ”зеленых“ технологий.
1.1. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды
В нашей стране сформирована законодательная база, которая обеспечивает комплексное регулирование вопросов использования и охраны земель, лесов, вод, недр, атмосферного воздуха и озонового слоя, растительного и животного мира, природных территорий, подлежащих специальной охране, и особо охраняемых, а также отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности, обращения с отходами.
Основные направления экологической политики отражены в Стратегии в области охраны окружающей среды на период до 2025 года, Водной стратегии на период до 2025 года, Государственной программе ”Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов“ на 2016–2020 годы, а также заложены в основу Национального плана действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года.
Справочно. С дополнительной информацией можно ознакомиться в разделе ”Действующее законодательство в области охраны окружающей среды“ сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь http://minpriroda.gov.by.
В текущем году приняты указы Президента Республики Беларусь
от 1 февраля 2018 г. № 48 ”Об изменении Указа Президента Республики Беларусь“ (вносит изменения в осуществление инвестиционной деятельности в отношении недр) и от 13 марта 2018 г. № 108 ”Об экологической сети“ (утверждает систему природно-территориальных комплексов, предполагающих специальные режимы охраны и использования).
В 2017–2018 гг. принят ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь относительно повышения эффективности регулирования правоотношений в части определения вреда, причиненного окружающей среде; выдачи сертификата о подтверждении происхождения энергии и подключения электроустановок к электрической сети; получения разрешений на спецводопользование; предоставления заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ; проведения государственной геологической экспертизы и др.
Справочно. Подготовлены проект Указа Главы государства ”Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования“, а также законопроекты о внесении изменений в законы Республики Беларусь ”О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду“, ”Об обращении с отходами“, ”Об охране атмосферного воздуха“, ”Об охране окружающей среды“, в Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь и др.
1.2. Минерально-сырьевые ресурсы
Республика Беларусь располагает значительным минерально-сырьевым потенциалом. Выделяются следующие группы полезных ископаемых:
добываемые полезные ископаемые (нефть, газовый конденсат, торф, каменные и калийные соли, доломит, сапропель, строительный камень, песчано-гравийные смеси, стекольные и строительные пески, глины, подземные воды);
полезные ископаемые разведанные, но не добываемые (бурые угли, горючие сланцы, железные руды, гипс и др.);
перспективные полезные ископаемые (базальты, пирофиллит, янтарь, редкоземельные элементы, медь, уран и др.).
Разработка месторождений полезных ископаемых нацелена на максимальное обеспечение промышленности собственным минеральным сырьем.
Справочно. Минерально-сырьевая база Витебской области представлена следующими наиболее значимыми полезными ископаемыми: доломит, цементное сырье, песчано-гравийно-валунный материал, глина, строительные и силикатные пески, торф, сапропели, пресные и минеральные воды.
Доломит. Государственным балансом запасов доломита Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2017 учтено единственное в республике месторождение доломита Руба Витебского района с запасами в количестве 1 725,9 млн тонн, в том числе по промышленным категориям – 904,2 млн тонн.
Месторождение Руба состоит из пяти участков: три из них предварительно оценены, к промышленной разработке подготовлены участки Гралево и Краснодворский.
ОАО ”Доломит“ разрабатывается участок Гралево месторождения Руба. Доломит используется в сельском хозяйстве, строительстве, дорожном строительстве и производстве стекла.
Цементное сырье. Государственным балансом запасов полезных ископаемых для производства цемента Республики Беларусь на территории Витебской области учтено 3 месторождения глины с запасами по состоянию на 01.01.2017 – 284,2 млн. тонн, из них по промышленным категориям – 36,8 млн. тонн.
Месторождение глины Лукомль 1 разрабатывается ОАО ”Минский завод строительных материалов“ и ОАО ”Завод керамзитового гравия, г. Новолукомль“. Сырье используется в производстве цемента, асбоцементных и керамзитобетонных изделий.
Песчано-гравийно-валунный материал. Государственным балансом запасов песчано-гравийно-валунного материала Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2017 на территории Витебской области учтено                59 месторождений с запасами 490,2 млн м3, из них по промышленным категориям – 252,3 млн м3, что составляет 32,3 % от общего количества по Республике Беларусь.
В Витебской области расположены 3 крупных (запасы более 15 млн м3) месторождения песчано-гравийно-валунного материала: Боровое (Гороховское) разрабатывается ОАО ”Кричевцементношифер“, Крулевщизна разрабатывается СРУП ”Витебский домостроительный комбинат“ в Глубокском районе и Наташино в Ушачском районе разрабатывается         ОАО ”ДСТ №1“.
Разработано инвестиционное предложение по строительству горнодобывающего предприятия на базе месторождения песка и песчано –гравийной смеси ”Улесье“ и направлена заявка в ГУ ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“ для размещения в информационной базе агентства.
Строительные и силикатные пески. На Государственном балансе строительных и силикатных песков Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2017 на территории Витебской области числится 54 месторождения с запасами 147,1 млн м3, из них по промышленным категориям – 79,7 млн м3, что составляет 12,8 % от общего количества по Республике Беларусь.
Наиболее крупными разрабатываемыми месторождениями в Витебской области являются: силикатных песков Левки-II, строительных песков Лещинское в Оршанском районе, строительных песков  Гиримщина в Толочинском районе, Рожново в Витебском районе, Канаши в Полоцком районе.
Глина. В Витебской области насчитывается 56 месторождений глины и суглинка (кроме огнеупорных, тугоплавких, формовочных, красочных, бентонитовых, кислотоупорных и каолина, а также используемых для производства фарфоро-фаянсовых изделий, цемента) с запасами 149,9 млн м3, из них 66,7 млн м3 – по промышленным категориям, что составляет 28,7 % от общего количества по Республике Беларусь.
Разрабатываются  месторождения: Журжево-II Витебского района ОАО ”Керамика“ и Заполье Шумилинского района ОАО ”Минский завод строительных материалов“.
Для поиска инвесторов по строительству горнодобывающих предприятий на базе разведанных месторождений керамического сырья ”Курополье“ и ”Голбица на официальном сайте Поставского райисполкома и в информационной базе ГУ ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“ размещена соответствующая информация.
Торф. Государственным балансом запасов торфа Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2017 на территории Витебский области учтено 22 месторождения с запасами по промышленным категориям 21,5 млн. тонн.
Торф используется для изготовления топливных брикетов, приготовления торфа кускового, компостов, грунтов торфяных питательных, используется для пылевидного сжигания и др.
В разработку передано 17 торфоучастков. В Шарковщинском районе ведется строительство 3-й очереди завода по переработке торфа и производству благородных субстратов для сельскохозяйственных целей.
В Глубокском районе идет строительство новых площадей добычи торфа на месторождении Скураты.
Чашникским райисполкомом сформировано инвестиционное предложение с целью поиска инвестора для реализации проекта  ”Освоение торфяного месторождения ”Болото в пойме реки Эсса“.
Сапропели. Государственным балансом запасов сапропелей Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2017 на территории Витебской  области учтено 36 месторождений с промышленными запасами 17,0 млн. тонн.
Санаторно-курортный комплекс ”Плисса“ ЗАО «Трест Промстрой“ разрабатывает месторождение сапропеля Малая Корчинка (Озеро № 9) в Глубокском районе. В целях добычи полезных ископаемых эксплуатируется                            62 промышленных карьера. Для нужд  сельхозпредприятий отведено               195 внутрихозяйственных карьеров.
1.3. Атмосферный воздух и озоновый слой
Одним из направлений государственной экологической политики является обеспечение качественного состояния атмосферного воздуха. За последние пять лет потребление озоноразрушающих веществ в стране сократилось более чем на 100 тонн в год. В 2017 году оно составило около      41 метрической тонны, что на 20% меньше уровня 2016 года.
Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2017 год составили 1,2 млн. тонн (в 2016 году на 2 тыс. тонн больше).
Снижение выбросов достигнуто в основном за счет обновления парка транспортных средств автомобилями высоких экологических классов и улучшения качества топлива.
Справочно. В Витебской области общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от промышленных объектов и транспортных средств в 2017 году составил 190,55 тыс. тонн, что меньше на 10,85 тыс. тонн или 5,4 % по сравнению с 2016 годом.
Сокращение выбросов в 2017 году достигнуты в результате проведенных мероприятий по техническому переоснащению, совершенствованию и оптимизации технологических процессов на                    76 производственных объектах 41 предприятия, обновлением парка транспортных средств автомобилями высоких экологических классов и улучшения качества топлива.
В текущем 2018 году на 15 производственных объектах предприятий проведены мероприятия по техническому переоснащению, совершенствованию и оптимизации технологических процессов. Реализованные мероприятия обеспечили сокращение годовых выбросов загрязняющих веществ на 317,1 тонн.
Производится постепенный вывод из обращения гидрохлорфторуглеродов до 2020 года, определенный Стратегией Республики Беларусь.
Предприятиями проводится  инвентаризация используемых озоноразрушающих веществ, анализируется своевременность планирования модернизации технологического оборудования.
Продолжает снижаться количество субъектов хозяйствования, имеющих лицензии на право обращения с озоноразрушающими веществами. В 2011 году лицензионный вид деятельности осуществляло 51 предприятие, в 2017 году – 31. За указанный период количество используемых для дозаправки озоноразрушающих хлагентов сократилось в 5,3 раза с 3511,3 кг до 661,9 кг.
1.4. Климат
Республика Беларусь в сентябре 2016 г. стала Стороной Парижского соглашения, принятого в декабре 2015 г. на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (Соглашение заменило Киотский протокол к названной конвенции). Соглашение, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года, направлено на реализацию мер по поддержке экологической целостности, развитие возобновляемых источников энергии, ”зеленой“ экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменяющемуся климату, что соответствует интересам нашего государства.
Беларусь по праву называют ”легкими“ Европы. Болота республики занимают площадь 1,7 млн. га и очищают атмосферу так же эффективно, как способны очистить 20 млн. га леса.
При выполнении международных проектов в республике была проведена значительная работа по экологической реабилитации 51 тыс. га нарушенных торфяников, представляющих собой источник поступления диоксида углерода в атмосферу. Это позволило сократить выбросы парниковых газов за 20-летний период в размере около 3 млн. тонн в СО2-эквиваленте.
Справочно. В Витебской области на полигонах твёрдых бытовых отходов Орши, Витебска и Новополоцка 3 биогазовые установки общей электрической мощностью 1,8 МВт ежегодно утилизируют более 5,5 млн. кубов свалочного газа, тем самым не только предотвращая выбросы парникового газа метан и загрязнение атмосферного воздуха, но и вырабатывая электрическую энергию.
Внедряются технологии использования солнечной энергии и тепла земли. За последние пять лет в Витебской области физическими и юридическими лицами установлено 65 солнечных водонагревателей, тепловых насосов, фотоэлектрических комплексов.
При непосредственном участии Минприроды в рамках проекта международной технической помощи ”Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь“ проводится работа по строительству ветроэнергетических комплексов в 3 районах, Городокском, Сенненском, Лиозненском,  наиболее подходящих по ветроскоростным характеристикам.
1.5. Лесные ресурсы
Лес – не только источник возобновляемых сырьевых ресурсов, но и важный природоохранный фактор. Леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие функции. Около 40% территории Беларуси занято лесами.
В 2015 году принят новый Лесной кодекс Республики Беларусь, в котором предусмотрен ряд изменений в ведении хозяйственной деятельности.
Справочно. В Витебской области общая площадь земель лесного фонда составляет 1889,3 тыс. га.  В 2017 году лесовосстановление выполнено на площади 5690 га. Введено в категорию ценных насаждений 7421 га. Проведена очистка леса от захламленности на площади 6808 га,  проведены рубки ухода на площади 20475 га. 
В 2018 году проведено санитарных рубок и уборок от захламленности леса на площади 2415 га,  убрано отходов на площади  694 га.
1.6. Водные ресурсы
Главным природным богатством нашей страны издавна являются водные ресурсы, в основном это реки, озера, болота и подземные воды.
На территории Беларуси находится более 20 тыс. рек общей протяженностью около 90 тыс. км. Это больше, чем две длины экватора нашей планеты. Наиболее крупными и известными реками являются Днепр, Западная Двина, Неман, Припять, Сож, Березина, Вилия. Основная часть белорусских рек отличается незначительной протяженностью (длина 90% из них не превышает 10 км – это малые реки).
В стране насчитывается около 11 тыс. озер. Больше всего озер на севере и северо-западе, в т. н. Белорусском Поозерье. В отдельных районах (Браславский, Ушачский) озерами занято до 10% территории. Самое большое по площади белорусское озеро – Нарочь в Мядельском районе Минской области (79,6 км²), самое глубокое – Долгое озеро в Глубокском районе Витебской области (глубина 53,7 м). При этом около 1,5 тыс. озер по своим характеристикам могут рассматриваться как объекты для отдыха и оздоровления.
Распространенные повсеместно подземные воды Беларуси отличаются хорошим качеством и позволяют поддерживать достаточно высокий уровень жизни граждан. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,9 км3 в год (43,5 млн. м3 в сутки). На каждого жителя республики (учитывая всю пресную воду) приходится 20 м3 пресной воды в сутки. Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 184 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100–150 л/сут.).
Всего в стране выявлено около 280 месторождений и участков пресных вод, используется около двух третей из них.
Помимо этого в Республике Беларусь создано 153 водохранилища. Их суммарная площадь – 797 км², или 0,5% площади страны. Особое значение имеет Вилейское водохранилище (75 км²), которое по своим размерам сопоставимо с озером Нарочь и дает начало Вилейско-Минской водной системе.
Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является дальнейшее сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях.
В водоохранной деятельности важно учитывать, что за последние
5 лет отмечены повышение уровня содержания основных загрязняющих веществ в воде рек Свислочь, Плисса, Ясельда и водохранилища Лядно; стабильно высокий уровень нагрузки для рек Западный Буг, Уша; снижение уровня нагрузки по отдельным показателям для реки Мухавец, озер Миорское и Кагальное, а также водохранилища Осиповичское.
Справочно. Витебская область в отличие от других областей является наиболее обеспеченной водными ресурсами. Имеющиеся водные ресурсы достаточны для удовлетворения современных и перспективных потребностей в воде. Ограничений водопользования вследствие дефицитов воды не зарегистрировано.
Водноресурсный потенциал Витебщины представлен большими запасами подземных и поверхностных вод. Ресурсы подземных вод составляют            3,36 км3/год. На территории области разведано 39 месторождений пресных подземных вод с утвержденными эксплуатационными запасами 888,132 тыс. м3/сут. Из них 31 действующее месторождение с утвержденными эксплуатационными запасами – 755,032 тыс. м3/сут.
Разведано 28 месторождений минеральных подземных вод, в том числе 16 разрабатываемых и 12 на консервации. Балансовые запасы разрабатываемых месторождений питьевых лечебно-столовых вод составляют – 969,4 м3/сут., питьевых-лечебных вод – 291,6 м3/сут., бальнеологических – 18219,3 м3/сут. Добычей и розливом минеральной воды занимаются 11 предприятий, в том числе розливом минеральных вод – 4.
На территории области протекают две большие трансграничные реки – Западная Двина и Днепр, около 600 средних и малых рек общей протяженностью 9036,8 км, ресурсы которых в среднем составляют 19,1 км3 в год.
Выделяет нашу область и наличие большого количества озёр, их здесь около 2 тысяч, с общей площадью более 900 км2 и объемом воды 3243 млн.м3. Самыми крупными озёрами области являются – оз.Освейское площадью        52,6 км2 (второе место в республике после оз.Нарочь), оз.Лукомское – 36,6 км2, оз.Дривяты – 36,1 км2, оз.Нещердо – 24,6 км2 и др. Самое глубокое озеро – озеро Долгое в Глубокском районе (глубина 53,7 м). В Браславском и Ушачском районах большое скопление разных по величине и глубине озёр образует разветвлённые озёрные системы. Браславская озёрная система включает в себя 31 озеро, Ушачская – 60 озёр.
Водные ресурсы используются для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, гидроэнергетики, рекреации, рыбно-прудового хозяйства, орошения.
По данным государственного водного кадастра изъятие поверхностных вод и добыча подземных вод в 2017 году составили 168,445 млн. м3, в том числе из поверхностных водных объектов – 77,07 млн. м3, подземных вод –         91,375 млн. м3.
Увеличился расход воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения с 1223,077 млн. м3   в 2016 году до      1491,279 млн. м3 в 2017. Экономия воды за счет внедрения систем оборотного водоснабжения составляет 95,14 %.
Экологическое состояние поверхностных водных объектов бассейнов рек Западная Двина и Днепр в целом оценивается как достаточно благополучное. Одна из основных задач в области водопользования – сохранение рек и озёр Витебской области, улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов.
Снижение антропогенной нагрузки возможно, в том числе за счет сокращения объема сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты путем реконструкции действующих систем очистки и водоотведения,  строительства современных сооружений по очистке сточных вод.
Одновременно необходимо принятие мер, направленных на предотвращение загрязнения подземных вод и улучшение их качества. Решение возможно за счет своевременного выполнения работ по ликвидационному тампонажу неиспользуемых водозаборных скважин, замене морально и физически изношенных полей фильтрации на современные очистные сооружения, правильной эксплуатации сельскохозяйственных объектов и др.
По предотвращению загрязнения подземных вод в 2017 году выполнен ликвидационный тампонаж 35 артезианских скважин. Всего подлежат тампонажу около 800 неиспользуемых скважин.
1.7. Предотвращение деградации земель
В 2017 году в рамках реализации Национального плана действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы обеспечено:
выполнение реконструкции и восстановления 216 участков мелиоративных систем на общей площади 37 тыс. га;
внесение 51,1 млн. тонн органических удобрений в целях поддержания плодородия почв сельскохозяйственных земель;
проведение рекультивации 202 отработанных внутрихозяйственных карьеров на площади более 234 га, 30 земельных участков, предоставленных для разработки месторождений (их частей) полезных ископаемых, общей площадью 214 га (в том числе 106 га – под сельскохозяйственное использование, 58 га – под лесохозяйственное использование и 50 га – под иное использование);
внедрение (по разработкам ученых НАН Беларуси) в производство технологии создания плодородного агроторфяного слоя на торфяных комплексах Полесья (площадь внедрения – 12,8 тыс. га).
Справочно. В Докшицком и Шумилинском районах Витебской области созданы стационарные участки ”Поня“ и ”Юрово“ для детального изучения компонентного состава почвенного покрова земель, оценки влияния различных факторов на процессы минерализации органического вещества.
В 2017 году проведено реконструкций и восстановлений 25 участков мелиоративных систем на общей площади 3585 га, строительства  -                 7 участков на площади 548 га.
Рекультивировано 25 внутрихозяйственных карьеров на площади       18,31 га, при задании 20 карьеров на площади 14,35 га.  Для поддержания и восстановления плодородия почв сельскохозяйственных земель в 2017 году внесено 5,8 млн.тонн органических удобрений. В 2018 году планируется внести 6 млн.тонн.
Для рационального использования торфяных почв освоены почвосберегающие зернотравяные севообороты со специальной системой удобрений, внедрены способы долголетнего использования адаптированных злаковых и бобово-злаковых травостоев. На осушенных торфяных почвах, разработаны специальные пятипольные зерно-травяные севообороты которые препятствуют ветровой эрозии и способствуют сохранению органического вещества в пахотном слое.
В 2018 году рекультивировано 14 внутрихозяйственных карьеров на площади 9,9 га.
Работы по реконструкции и восстановлению участков мелиоративных систем планируется проводить на 21 объекте на площади 3150 га.
РУП ”Витебскэнерго“ планируется экологическая реабилитация 23,6 га выработанных площадей торфяного месторождения Усвиж-Бук в Толочинском районе.
1.8. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия
В 2017 году общая площадь особо охраняемых природных территорий увеличилась по сравнению с 2016 годом на 12,9 тыс. га. На 1 января 2018 г. в республике функционировали 1 285 особо охраняемых природных территорий общей площадью 1,8 млн. га, что составляет около 9% общей площади Беларуси.
В нашей стране утверждена схема национальной экологической сети в целях обеспечения поддержания естественных миграционных процессов движения и непрерывности среды обитания живых организмов, сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране.
Для сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их популяций и генетического разнообразия выявлено и передано под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов 136 редких биотопов (участок среды обитания растительных и животных организмов, характеризующийся однородными условиями существования), 1 453 места обитания и 1 758 мест произрастания видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь.
Справочно. В Витебской области насчитывается 336 особо охраняемых природных территорий, в том числе ”Березинский биосферный заповедник“, 2 национальных парка – ”Браславские озера“ и ”Нарочанский“ (частично), 25 заказников республиканского значения, 86 памятников республиканского значения, 60 заказников и 162 памятника местного значения.
”Березинский биосферный заповедник“имеет статус биосферного резервата ЮНЕСКО и награжден европейским дипломом Совета Европы для особо охраняемых природных территорий. Из 12 особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь, определенных для включения в ”Изумрудную сеть Европы“, 5 находятся на территории Витебской области (”Березинский биосферный заповедник“, национальные парки ”Браславские озера“, ”Нарочанский“, заказники ”Ельня“, ”Освейский“).
1.12.2015 г. Витебским областным исполнительным комитетом принято решение № 749 ”Об объявлении биосферного резервата ”Освейский – Красный Бор“. Площадь резервата составляет 66599,9 га. Перспективная территория для создания трансграничного биосферного резервата ”Освейский – Красный Бор – Себежский“ на территории Республики Беларусь и России.
Утверждено соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании трансграничной особо охраняемой природной территории ”Заповедное Поозерье“.
Развитие системы особо охраняемых территорий местного значения проводится на основании  Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения Витебской области на 2014 – 2023 годы, установленной решением Витебского областного Совета депутатов     № 309 от 18.12.2013 г.
В целях обеспечения контроля за соблюдением установленного режима охраны и использования заказников республиканского значения на территории области создано 7 государственных природоохранных учреждения.
Общая площадь особо охраняемых территорий Витебской области составляла 381,1 тыс. га или 9,5 % от площади области. С 2012 года площадь ООПТ увеличилась на 26,8 тыс. га.
         За 2012 - 2017 годы передано под охрану 306 мест обитания диких животных и 289 мест произрастания дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь.
В 2018 году передано под охрану 17 мест обитания диких животных и 69 мест произрастания дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь.
Планируется увеличение удельной площади ООПТ на 8 тыс. га в результате объявления заказников местного значения: Сита (Браславский район), Кораневское (Бешенковичский район), Гиньково (Глубокский район) и Нещердо (Россонский район), площадь ООПТ составит около 9,7 % от площади области.
В 2018 году заготовлено и закуплено более 42 т виноградной улитки.
В охотничьих хозяйствах области отмечается увеличение численности основных видов охотничьих животных.
По материалам учетных работ 2017 года численность лося составляет 10595 особей (в 2016 году – 10420 особей или 1,7 %), благородного оленя –    3194 особи (2860 особей, 11,7 %), косули европейской – 15671 особь (14691 особь, 6,7 %).
В 2017 году в вольер для передержки ГЛХУ Дисненский лесхоз“ было привезено 40 особей оленя для дальнейшего вселения в охотничьи угодья, которые были выпущены в естественные условия. Шарковщинская районная организационная структура республиканского государственно-общественного объединения ”Белорусское общество охотников и рыболовов“ подготовила документацию для приобретения и закупки 50 особей оленя.
Для повышения эффективности использования биологических ресурсов в 2017 году внесены изменения в правила заготовки ягод и грибов в лесном фонде, в 2018 году планируется пересмотр правил добычи, заготовки и закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.
1.9. Контроль и ответственность за нарушения природоохранного законодательства
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ контролирующими органами в данной сфере являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Госинспекция).
За нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды предусмотрены административная и уголовная ответственность.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (статьи 15.1–15.65) за нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды наступает в соответствии со статьями 263–284 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, статьей 99 Закона Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“ определено, что привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране. Перечень фактов, при установлении которых вред окружающей среде считается причиненным, указан в пункте 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042.
Согласно статье 101 названного Закона вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
Справочно. В Витебской области для предупреждения правонарушений в области охраны окружающей среды за 5 месяцев текущего года проведено 617 мониторингов. По результатам мониторингов субъектам хозяйствования направлено 1620 рекомендаций на добровольное устранение выявленных нарушений и недостатков.
По вопросам контроля за наведением порядка на земле и благоустройства населенных пунктов проведено 320 полевых мероприятий, 3300 обследований объектов. Для устранения нарушений и принятия мер по наведению порядка на земле предписано 220 мероприятий, направлено 2100 пунктов информационных писем.
В результате контрольной деятельности привлечено к административной ответственности 529 правонарушителей природоохранного законодательства, из них 280 –  должностных лиц, 143 юридических. Общая сумма наложенных штрафов составила 105 тыс. рублей.
По установленным фактам причинения вреда окружающей среде, предъявлено 50 претензий на общую сумму 79 тыс.рублей.
Эти вопросы находятся на постоянном контроле у Главы государства.
К примеру, 24 апреля 2018 г. А.Г.Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь особо отметил выявленные факты браконьерства с участием сотрудников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Справочно.
В апреле 2018 г. на территории Витебской, Гомельской, Минской и Брестской областей проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых получены доказательства причастности руководителей Госинспекции и иных должностных лиц к противоправной деятельности, связанной со взяточничеством, превышением служебных полномочий из корыстной заинтересованности, непринятием мер реагирования на факты браконьерства.
Главой государства 3 мая 2018 г. принято решение об освобождении от занимаемых должностей начальника Госинспекции и его заместителя за непринятие мер по пресечению правонарушений и фактов коррупции в подведомственных организациях.
Председатель Комитета государственной безопасности В.Вакульчик в эфире телеканала ”Беларусь 1“ сообщил о возбуждении уголовных дел, по которым проходят десятки должностных лиц Госинспекции и браконьеров. По словам В.Вакульчика, ”всем фигурантам будут даны правовые оценки, а также будут приняты жесткие меры по наведению порядка в этой сфере“.
Для контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Минприроды начало использовать беспилотные аппараты. Первыми протестировали дрон инспекторы Гродненской области.
****
Дальнейшая реализация государственной экологической политики в Республике Беларусь предусматривает реализацию до 2030 года мероприятий по:
увеличению лесистости территории страны с 39,4% в 2013 году до 41%;
экологической реабилитации не менее 10 тыс. га нарушенных болот с увеличением площади восстановленных торфяников до уровня не менее 60 тыс. га и уменьшением площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами до 190 тыс. га;
сохранению основных местообитаний популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, обитающих и произрастающих на водно-болотных угодьях, площадью не менее 30 тыс. га открытых низинных болот, 40 тыс. га пойменных луговых земель, 160 тыс. га верховых и переходных болот;
сохранению естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечению экологического равновесия природных систем и устойчивого использования особо охраняемых природных территорий площадью не менее 8,8% от территории страны.
2. Развитие ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь
Классическое понятие ”зеленая“ экономика“ сформулировано в Программе ООН по окружающей среде (или ЮНЕП) – это экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды.
В Республике Беларусь механизмы ”зеленой“ экономики внедряются в соответствии с  Национальным планом действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года. Беларусь стала второй после Казахстана страной в СНГ, принявшей такой документ на высоком уровне.
В 2017 году Правительство утвердило Стратегию по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года.
Справочно.По данным зарубежных экспертов, мировые запасы вторичного сырья сопоставимы с запасами природных ресурсов. Сегодня объем мирового годового оборота в переработке вторичного сырья составляет более $500 млрд., являясь одним из самых рентабельных, высокодоходных и стабильных видов бизнеса.
Целью Стратегии является определение основных направлений минимизации вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека, окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов путем предотвращения образования отходов, максимально возможного извлечения содержащихся в отходах компонентов (органика, металлолом, бумага и картон, стекло, полимеры, текстиль и др.), их использование в качестве дополнительных источников сырья для производства продукции, а также энергетического использования в виде RDF-топлива, тепловой и электрической энергии.
Справочно. RDF-топливо получают из твердых отходов (мусора и т. п.) путем переработки. Получение энергии из RDF является одним из самых экономичных и устойчивых источников энергии. Одна тонна этого топлива заменяет 1 тонну угля и 1 тыс. м3природного газа.
Развитию ”зеленой“ экономики способствуют запуск новых производств с низким уровнем выбросов и использование инновационных технологий – альтернативных и ресурсосберегающих.
В рейтинге по Индексу экологической эффективности, который с 2008 года определяется экспертами каждые два года, Беларусь в 2016 году заняла 35-е место из 180 государств.
Справочно. В Витебской области ежегодно образуется более 800 тыс. тонн отходов.
Эксплуатируется 27 полигонов твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) и 295 мини-полигонов в сельской местности. 
Проводится планомерная работа по оптимизации сети мини-полигонов. С 2003 года количество мини-полигонов сокращено более чем в 2 раза  - с 708 до 295. В 2017 году рекультивировано 65 мини-полигонов. В 2018 году планируется рекультивировать 66 мини-полигонов. По состоянию на 01.06.2018 рекультивирован 21 мини-полигон.
Одним из важных направлений обращения с отходами является вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья, организация сбора вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР). Доля использования отходов производства в 2017 году составила 82,6 %.
Уровень извлечения вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР) из состава коммунальных отходов составил 16,7 %.
По информации управления жилищно-коммунального хозяйства Витебского облисполкома в 2017 году всего собрано 69,1 тыс. тонн ВМР. Объем заготовки основных видов ВМР из коммунальных отходов по сравнению с 2011 годом вырос в 2,5 раза.
Для сбора ВМР в Витебской области функционируют 198 приемных пунктов заготовки вторичного сырья, работает 14 линий сортировки (пунктов досортировки) коммунальных отходов.
 В жилом секторе установлено более 9 тыс. контейнеров для раздельного сбора отходов. Процент охвата населения раздельным сбором отходов составляет 71,9 %.
Планируется строительство завода для г. Витебска, предназначенного для приема и полуавтоматической сортировки смешанных твердых коммунальных отходов производительностью 100 000 т/год.
Сроки реализации проекта: начало строительства – 2018 год, продолжительность строительства – 25 мес., нормативный срок эксплуатации – 75 лет.
3. Государственная политика в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов
Энергетическая безопасность государства во многом обеспечивается за счет повышения эффективности использования ТЭР и увеличения доли местных ресурсов (в том числе ВИЭ).
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими в нашей стране сферу энергосбережения, являются:
Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 года ”Об энергосбережении“;
Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 года ”О возобновляемых источниках энергии“;
Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3
”О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства“;
Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;
Государственная программа ”Энергосбережение“ на 2016–2020 годы.
3.1. Основные направления политики энергосбережения
В республике создана основа для наращивания производства без значительного роста потребления ТЭР.
По энергоемкости ВВП (макроэкономический статистический показатель, который характеризует уровень потребления ТЭР, приходящихся на единицу ВВП) Республика Беларусь достигла уровня ряда развитых стран со сходными климатическими условиями. К примеру, сравнялась с Финляндией и опередила Канаду.
В сложных экономических условиях текущей пятилетки стоит задача снизить в 2018 году энергоемкость на 0,8%.
Показатель доли местных ТЭР в их валовом потреблении увеличился с 13,8% в 2005 году до 15,6% в 2017 году. В этот период значительно
(в 1,5 раза) вырос удельный вес древесного топлива в балансе местных ТЭР, что обусловило увеличение доли ВИЭ в валовом потреблении с 4,2% в 2005 году до 6,2% в 2017 году.
Государственной программой ”Энергосбережение“ на 2016–2020 годы установлено задание по экономии ТЭР в объеме 5 млн. тонн условного топлива (далее – усл.т.), или 1 млн. тонн усл.т. ежегодно. По итогам 2016–2017 гг. экономия ТЭР составила 2,2 млн. тонн усл.т. (в реализацию мероприятий вложено порядка 2,5 млрд. рублей инвестиций). В I квартале 2018 г. экономия составила 0,3 млн. тонн усл.т.
Справочно. В Беларуси проводится республиканский конкурс на соискание премии за достижения в области энергоэффективной продукции и технологий ”Лидер энергоэффективности“. По итогам 2017 года наград и звания лауреатов удостоились 27 номинантов.
В Беларуси доля электроэнергии, вырабатываемой за счет использования ВИЭ, в общем объеме вырабатываемой электроэнергии пока остается несопоставимо малой (всего 0,82%) по сравнению со странами, на которые мы ориентируемся в энергетической сфере. Поэтому в нашей стране активизировалась работа по внедрению энергоустановок, работающих на энергии ветра, солнца, водных потоков и биогаза.
Справочно.  Витебская область является лидером в республике по вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии от движения водных потоков.
В целях максимального использования гидроэнергетического потенциала рек Витебщины, начиная с 1993 года, проводятся работы по восстановлению ”малых“ гидроэлектростанций, ряд из которых построены еще в 50-х годах прошлого столетия.
На данный момент движение водных потоков в электрическую энергию преобразовывают 11 гидроэлектростанций общей установленной мощностью 63,3 МВт, что позволяет ежегодно экономить до 75 тыс. тонн условного топлива, при этом сокращая выбросы парниковых газов.
Главой государства поставлена задача ежегодно наращивать объемы местных ТЭР и ВИЭ, чтобы выйти к концу пятилетки на уровень 16‑процентной доли местных ТЭР и 6‑процентной доли ВИЭ в валовом потреблении.
Дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться за счет внедрения в отраслях народного хозяйства энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов, развития менее энергоемких производств, создания новых и модернизации действующих производств с использованием преимущественно электрической энергии, а также развития электротранспорта (электробусы, электромобили, электроскутеры и т. п.) и сети зарядных станций.
3.2. Ответственность за нерациональное использование энергоресурсов
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нерациональное использование ТЭР, нарушение правил, регламентирующих их рациональное использование (статьи 20.1–20.12).
Структурными подразделениями Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь за нарушения законодательства Республики Беларусь в сфере энергосбережения в 2016–2017 годах составлено 1 350 административных протоколов. По решению суда к виновным применены экономические санкции на сумму 308 тыс. рублей.
4. Международное сотрудничество Республики Беларусь
4.1. Партнерство в рамках охраны окружающей среды
В 2017 году для реализации 11 проектов международной технической помощи Минприроды привлечены средства в объеме свыше $4,2 млн. Это почти в 30 раз превышает средства, потраченные Беларусью на выплату соответствующих взносов.
Направление ”охрана окружающей среды“ включено в перечень приоритетов сотрудничества ЕС с Республикой Беларусь на период 2014–2020 гг. В список финансируемых мероприятий программы действий Евросоюза для Беларуси на 2018 год внесен в том числе предложенный белорусской стороной проект ”Брест – Симбио-сити“ (”Умный город“).
В 2017 году Республикой Беларусь подписаны договоры и соглашения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с Социалистической Республикой Вьетнам, Арабской Республикой Египет, Российской Федерацией, Турецкой Республикой. В нашей стране проведены встречи двусторонних комиссий и рабочих групп по вопросам охраны окружающей среды с Австрийской Республикой, Республикой Польша, Французской Республикой.
Наращивается международное сотрудничество со странами ”дальней дуги“, в том числе в части расширения географии и номенклатуры экспорта геологических услуг (Египет, Республика Судан).
Витебская область: Вопрос об усилении сотрудничества между региональными природоохранными службами Республики Беларусь и Латвийской Республики неоднократно поднимался сторонами в рамках заседаний  Белорусско-Латвийской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
 6 июня 2018 года в г.Полоцке подписан Протокол о намерениях между Витебским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственной службой охраны окружающей среды Латвийской Республики в области охраны окружающей среды
Ожидается, что Протокол о намерениях станет основой для развития двустороннего трансграничного сотрудничества по таким направлениям, как обмен данными по мониторингу окружающей среды; раннее информирование в случае аварийных ситуаций, последствия которых могут оказать трансграничное воздействие на окружающую среду, в том числе об источниках загрязнения трансграничных водных объектов бассейна реки Западная Двина – Даугава; разработка и содействие в реализации совместных экологических проектов и др.
4.2. Партнерство в рамках развития ”зеленой“ экономики
С 2015 года в нашей стране осуществляется проект ПРООН ”Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике“, финансируемый Евросоюзом (в объеме €5 млн.) в рамках Годовой программы действий ЕС для Беларуси. На этом направлении реализованы инициативы:
”Организация производства офисной бумаги из вторичных ресурсов“ (УП ”Бумажная фабрика Гознака“, г.Борисов);
”Устойчивое использование и коммерциализация биологических ресурсов“ (республиканский ландшафтный заказник ”Налибокский“);
”Создание комплекса по переработке древесных отходов в биотопливо“ (ПКУП ”Коммунальник“, г.Брест);
”Получение высокоэффективных органических удобрений путем глубокой переработки сапропеля“ (ОАО ”Житковичихимсервис“).
Справочно. В прошедшем году в городах Полоцк и Новополоцк разработаны план и концепция городской мобильности. Реализация их положений направлены на улучшение качества атмосферного воздуха, за счет различных источников финансирования.
В г. Полоцке произведена посадка более 1 тыс. деревьев и кустарников, устроена велодорожка протяженностью 10,5 км., произведена реконструкция движения автотранспорта на одном из центральных перекрестков города, в результате которой были устранены ”пробки“ в часы пик. Аналогичные работы продолжились в текущем году и других городах Витебской области.
Минприроды реализует проект международной технической помощи ПРООН ”Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси“, в рамках которого предполагаются разработка и внедрение принципов ”зеленой“ экономики в городах Новополоцке, Полоцке и Новогрудке с последующим распространением опыта еще на 10 белорусских городов.
Белорусская сторона является также участником многокомпонентного проекта Европейского союза EaP GREEN (программа ”Экологизация экономики в странах Восточного партнерства“, содействующая ”ускорению процесса перехода к ”зеленой“ структуре экономики путем устранения зависимости роста от загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов“).
4.3. Партнерство в целях повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии
Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации в рамках третьей платформы Восточного партнерства ”Сопряженность, энергоэффективность, охрана окружающей среды и изменение климата“ осуществляет взаимодействие с Европейской комиссией по координации реализации флагманской инициативы ЕС ”Соглашение мэров по климату и энергии“ (далее – Соглашение мэров) в целях привлечения грантовых средств ЕС и кредитов международных финансовых организаций на выполнение энергосберегающих и климатически нейтральных мероприятий в городах – подписантах Соглашения мэров.
Справочно. На 1 января 2018 г. к Соглашению мэров присоединились 42 белорусских города. Привлечены грантовые средства ЕС в размере около €4,2 млн. (с учетом 20% софинансирования белорусской стороной) на выполнение следующих энергосберегающих мероприятий:
г.Браслав – модернизация системы уличного освещения, установка теплового насоса и гелиоколлекторов в муниципальных зданиях, модернизация системы теплоснабжения с использованием энергии биомассы (бюджет проекта €735 тыс., сроки реализации 2016–2018 гг.);
г.Полоцк – модернизация системы уличного освещения (бюджет проекта €1 630,5 тыс., сроки реализации 2015–2018 гг.).
Важным для Беларуси является проект Глобального экологического фонда и ПРООН ”Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь“, направленный на снижение потребления энергии при эксплуатации жилых зданий и соответствующее сокращение выбросов парниковых газов (сроки реализации – 2012–2018 гг., объем финансирования – $4,9 млн.). В рамках проекта завершено строительство трех демонстрационных жилых зданий в городах Гродно, Минске и  Могилеве с инженерными системами, позволяющими обеспечить минимальное энергопотребление на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.
Справочно. 6 июня 2018 г. состоялось торжественное открытие информационного центра по вопросам обращения с СОЗ и опасными химическими веществами на базе ГУО Копысская детский сад - средняя школа Оршанского района. Фактически на комплектацию центра (закупка оборудования и материалов) потрачено 55 153,85 бел. рублей.
В рамках сотрудничества Беларуси со Всемирным банком с 2001 года подписано 7 соглашений о предоставлении займов для проектов в сфере энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития использования ВИЭ на общую сумму $422,6 млн., шесть из которых на сумму $332,6 млн. уже реализованы.
В 2017 году завершилась реализация проекта ”Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь“ по линии Всемирного банка на общую сумму $215 млн. Осуществлена реконструкция с преобразованием в мини-ТЭЦ шести котельных, находящихся в ведении Витебского, Гомельского, Гродненского и Минского облисполкомов, а также выполнена реконструкция Гомельской ТЭЦ-1 и Могилевской ТЭЦ-1.
Продолжается реализация проекта ”Использование древесной биомассы для централизованного теплоснабжения“ (объем кредитных средств $90 млн., сроки реализации – 2014–2019 гг.), в рамках которого в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областях проводятся работы по строительству и реконструкции 20 котельных организаций ЖКХ с обеспечением использования на них древесного топлива, в том числе со строительством мини-ТЭЦ на крупных районных котельных в городах Калинковичи, Барановичи и Волковыск.
5. Наведение порядка на земле, благоустройство территорий
Минприроды осуществляет общую координацию этой работы и в целях формирования единой системы контроля и отчетности ежегодно разрабатывает Республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле.
Справочно. В рамках осуществления контроля за наведением порядка на земле территориальными органами Минприроды в I квартале 2018 г. проведено свыше 10 тыс. контрольных мероприятий. По результатам проверок выявлено 8,2 тыс. нарушений природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 1 322 виновных лица на сумму 264,5 тыс. рублей. По выявленным фактам нарушений составлено 286 предписаний, выдано свыше 2,1 тыс. рекомендаций, направлено около 3 тыс. информационных писем об устранении выявленных нарушений. В результате принятых мер 75% нарушений устранено, еще 25% находится на стадии устранения.
В связи с объявлением Главой государства 2018 года Годом малой родины Минприроды приняло решение о проведении в Республике Беларусь с апреля по октябрь 2018 г. глобальной экологической кампании ”Обустроим малую родину“. Органами государственного управления, учреждениями образования, предприятиями и общественными организациями проведены и планируются различные акции и мероприятия, среди которых – ”Неделя леса“, ”Чистый двор“, ”Восстановим землю вместе“, ”Помоги природе делом“, ”Чистый берег“, ”Чистый водоем“ и др.
Справочно. В областных Мероприятиях  на 2018 год запланированы работы по  ремонту 201 ограждения сельскохозяйственных объектов, асфальтированию 16 территорий и подъездных путей, ремонту (реконструкции) 27 объектов хранения навоза и навозосодержащих сточных вод, установке 196 контейнеров для сбора отходов, обустройству 109 площадок для временного хранения металлолома и изношенных шин на машинных дворах. Планируется произвести: ремонт павильонов и ограждений 207 артезианских скважин, тампонаж 40 артезианских скважин сельскохозяйственных организаций, снос 64 непригодных и неэксплуатируемых помещений сельхозорганизаций, распашку и вовлечение в сельскохозяйственный оборот 742 га пустующих и заросших древесно-кустарниковой растительностью сельскохозяйственных земель, проведение работ по регулированию численности и распространению борщевика Сосновского на площади 2125 га, рекультивацию 25 внутрихозяйственных карьеров.
Также предусмотрено проведение работ на территории лесного фонда, в местах и зонах отдыха на автомобильных дорогах, водных объектах и особо охраняемых природных территориях.
В населенных пунктах будут проведены работы по комплексному обустройству 260 детских игровых и спортивных площадок на  дворовых территориях, посадке более 9 тысяч деревьев и кустарников, сносу 342 пустующих и ветхих домов, поддержанию в надлежащем состоянии 260 гражданских кладбищ, 196 садоводческих товариществ и гаражных кооперативов, рекультивации 46 мини-полигонов твердых коммунальных отходов.
За 5 месяцев текущего года в населенных пунктах проведены работы по устройству 113 детских игровых площадок, ремонту 23,5 тыс.м.кв. улично-дорожной сети, сносу 148 пустующих и ветхих жилых домов. Отремонтировано 221 контейнерная площадка, установлено 707 контейнеров для сбора отходов, в том числе 462 для раздельного сбора отходов. Для озеленения территорий посажено более 10 тысяч деревьев и кустарников, устроено 7,8 гектара газонов.
На сельскохозяйственных объектах установлено 61 ограждение, 75 контейнеров для сбора отходов, обустроена 44 площадки для хранения металлолома и изношенных шин, распахано и вовлечено в сельскохозяйственный оборот 312,6 га пустующих земель, очищено мелиоративных каналов от заиления и древесно-кустарниковой растительности на 826 км.
Рекультивировано 14 внутрихозяйственных карьеров на площади 9,9 га.
Для поддержания надлежащего состояния территорий вдоль автомобильных и железных дорог проведено удаление отходов и валежной древесины на 294 км. Обустроено 67 мест отдыха, 31 пассажирская платформа, посажено более 49 тысяч деревьев и кустарников.
В лесном фонде проведены санитарные рубки, уборка от захламленности и отходов в рекреационно-оздоровительных, природоохранных и защитных лесах (лесах 1 группы), в том числе на территориях, прилегающих к местам отдыха, площадкам вдоль автомобильных дорог, к потребительским кооперативам на площади более 3 тысяч га.
В местах и зонах отдыха на водных объектах, на особо охраняемых природных территориях установлено 211 информационных знаков, 213 малых архитектурных форм.
На постоянном контроле находятся вопросы обустройства и содержания в надлежащем состоянии мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы, захоронений воинов и партизан, а также мест массовой гибели населения, количество которых на территории Витебской области составляет 1313. Для ухода за воинскими захоронениями определены подшефные организации. Каждую весну к празднованию Дня Победы на этих объектах наводится порядок, производится уборка прилегающих территорий,  в том числе в рамках проведения республиканского субботника. Установлено 56, отремонтировано   275 ограждений. На 848 объектах проведены работы по покраске. Обустроено 23 контейнерные площадки, установлено 11 контейнеров для сбора отходов. Убрано 143 гектара территорий, удалено 389 деревьев. Проведены работы на мемориальном комплексе ”Прорыв“ в Ушачском районе, будут завершены работы на мемориальном комплексе в г.п.Россоны. Разрабатывается проектная документация на реконструкцию мемориального комплекса ”Рыленки“ в Дубровенском районе.
В местах погребения гражданского населения выполнены работы по установке 88, ремонту (в том числе покраске) 383 ограждений, обустройству (ремонту) 142 площадок, установке 92 контейнеров для сбора отходов. С территорий мест погребения вывезено 1856 тонн отходов, удалено 2541 дерево.
Проводятся работы по регулированию распространения и численности борщевика Сосновского. По состоянию на 13.06.2018 выполнены работы по борьбе с борщевиком на площади 1238,9 га или 56,5 % от всей площади произрастания: механическим методом (с учетом повторных работ)  на площади 424 га, химическим – 809 га, комбинированным – 40 га. 
Работы по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов продолжаются.
****
По словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, ”природа – это дар божий, мы его должны сохранить и еще в лучшем состоянии передать своим детям и внукам“.
В 2018 году особое внимание уделяется наведению порядка в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним землях. Как заявил Глава государства на состоявшемся 3 апреля 2018 г. республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли страны, ”решение имеющихся проблем предполагает престиж и комфорт сельского быта, моду, если хотите, на собственный дом и вокруг него кусочек земли, гармоничное сочетание красоты белорусской природы и высоких технологий современной жизни“.
Главное управление идеологической работы и по делам молодежи Витебского облисполкома, г.Витебск, июнь 2018 г.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.